Устаревшие правила парковки для инвалидов

Ранее автолюбители с ОВЗ пользовались специальной парковкой без постоянного подтверждения своего статуса, то есть предъявлять каждый раз справку с указанием группы было не обязательно.

Кроме того, знак «Инвалид» (изображение человека в коляске) на ТС имели право размещать как сами инвалиды, так и граждане с ограничениями по здоровью или лица, периодически перевозившие обладателей группы инвалидности.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Наконец, инспектор ДПС при необходимости применял меры административного воздействия к водителям машин, безосновательно парковавшимся на стоянке для инвалидов. При отсутствии водителя в авто на момент нарушения ему выписывался штраф.

Требования по созданию парковочного места для инвалидов

Существуют утверждённые ГОСТы, с учётом которых определяются размеры парковочного пространства, осуществляется разметка парковки и тд. Рассмотрим основные требования.

1. Размеры парковочного места

— если паркинг для автомобилистов-инвалидов оборудуется вблизи общественных мест, его общая площадь должна составлять не менее 10 % от всей территории парковки;

— при расположении рядом учреждения здравоохранения, где часто бывают лица с нарушениями опорно-двигательного аппарата, от 20% общего парковочного пространства отводится на спецпарковку для льготников;

— в случае расположения льготного паркинга в крупных населённых пунктах с двойной разметкой, на каждые несколько парковок для инвалидов создаётся три обычных места.

По ГОСТу ширина паркинга для льготника составляет 3,5 метра, что на 1 метр больше стандартных мест. Объясняется это необходимостью открывать дверь авто полностью, чтобы водителю или пассажиру с ОВЗ было удобнее.

Важно! Несколько парковочных мест для инвалидов на одной парковке размещают рядом, чтобы  увеличить пространство между транспортом в два раза. Кроме того, во дворах многоквартирных домов в обязательном порядке должны иметься парковочные места для жильцов с инвалидностью.

2. Разметка парковки

Льготные места обозначают спецсимволами и знаками, которые предусмотрены законом. Также на парковке по правилам располагают знак «Инвалид».

3. Съезд на тротуар

Парковка для особой категории граждан оснащена съездом на тротуар по пандусу и обратно, чтобы люди на инвалидных колясках беспрепятственно перемещались от авто и к нему. Что касается бордюра, его ширина на таком паркинге 90 см, а цвет — жёлтый.

Организовать обязательную бесплатную парковку для инвалидов нужно на объектах социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, стоянках транспортных средств. Примерный перечень таких объектов указан в статье 15 Федерального закона № 181-ФЗ:

  • объекты социальной инфраструктуры – больницы, школы, государственные учреждения, культурные заведения и т.д.;
  • общественные спортивные объекты и физкультурно-спортивные организации – стадионы, бассейны, комплексы;
  • жилые здания, имеющие свою стоянку или остановку для автотранспорта;
  • объекты транспортной инфраструктуры – вокзалы, аэропорты, пересадочные и транспортные узлы и т.д.;
  • объекты инженерной инфраструктуры;
  • места общественного отдыха населения, оборудованные стоянками;
  • другие общественные и производственные здания, сооружения, где есть стоянка или остановка для автотранспорта.

Если здание или парковка возводились до утверждения правил о бесплатных местах, собственник объекта обязан организовать переустройство территории. Места, выделенные для стоянки транспорта инвалидов, должны соответствовать ГОСТ, обозначаются специальными дорожными знаками и разметкой. За нарушение этих правил наступает административная ответственность.

Для организации парковочных мест для инвалидов и подтверждение прав на бесплатное пользование ими применяется Приказ Минтруда РФ № 443н. Им предусмотрена выдача специального знака «Инвалид». Однако с 1 июля 2020 года указанный приказ утратит силу, а выдача знаков будет прекращена. Вместо этого вводится единый реестр инвалидов, а для включения в него будет применяться Приказ Минтруда РФ № 724н.

Не нужно обустраивать бесплатную парковку для инвалидов, если у здания или объекта вообще не предусмотрена стоянка или остановка. Например, если социальное учреждение не имеет собственной территории под парковку, расположено вдоль дороги, оно обязано обеспечивать доступность для инвалидов иными способами – специальными дорожками, ограждающими и рельефными конструкциями, сигнализацией для вызова специалистов.

Бесплатная парковка для инвалидов в 2020 году

Организовать обязательную бесплатную
парковку для инвалидов нужно на объектах социальной, транспортной и инженерной
инфраструктуры, стоянках транспортных средств. Примерный перечень таких
объектов указан в статье 15 Федерального закона № 181-ФЗ:

  • объекты
    социальной инфраструктуры – больницы, школы, государственные учреждения,
    культурные заведения и т.д.;
  • общественные
    спортивные объекты и физкультурно-спортивные организации – стадионы, бассейны, комплексы;
  • жилые
    здания, имеющие свою стоянку или остановку для автотранспорта;
  • объекты
    транспортной инфраструктуры – вокзалы, аэропорты, пересадочные и транспортные
    узлы и т.д.;
  • объекты
    инженерной инфраструктуры;
  • места
    общественного отдыха населения, оборудованные стоянками;
  • другие
    общественные и производственные здания, сооружения, где есть стоянка или
    остановка для автотранспорта.

Для организации парковочных мест для инвалидов и подтверждение прав на бесплатное пользование ими применяется Приказ Минтруда РФ № 443н. Им предусмотрена выдача специального знака «Инвалид». Однако с 1 июля 2020 года указанный приказ утратит силу, а выдача знаков будет прекращена. Вместо этого вводится единый реестр инвалидов, а для включения в него будет применяться Приказ Минтруда РФ № 724н.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Не нужно обустраивать бесплатную
парковку для инвалидов, если у здания или объекта вообще не предусмотрена
стоянка или остановка. Например, если социальное учреждение не имеет
собственной территории под парковку, расположено вдоль дороги, оно обязано
обеспечивать доступность для инвалидов иными способами – специальными дорожками,
ограждающими и рельефными конструкциями, сигнализацией для вызова специалистов.

Чтобы соблюсти баланс интересов инвалида
и владельца объектов, государство установило квоты по бесплатные парковочные
места. Согласно ст. 15 Закона № 181-ФЗ, под парковку инвалидов без взимания
платы должно быть отведено не менее 10% мест стоянки. Если количество таких
мест не превышает 10, нужно обеспечить хотя бы одно место под бесплатное
размещение машин инвалидов. Вопрос о взимании платы на остальных местах
парковки решает сам владелец.

Есть и специальные квоты, которые нужно
соблюдать для размещения автомобилей, перевозящих инвалидов-колясочников. В СП
59.13330.2016 приведены следующие нормы:

  • при
    численности машино-мест до 100 – 5%, но не менее одного парковочного места;
  • при
    численности машино-мест от 101 до 200 – 5 мест, плюс 3% от количества мест более
    100;
  • при
    численности машино-мест от 201 до 500 – 8 мест, плюс 2% от количества мест более
    200;
  • при
    численности машино-мест свыше 501 – 14 мест, плюс 1% от количества мест более 500.

Естественно, что парковочные места могут быть разными. Однако для оборудования зон для транспорта инвалидов также есть четкие нормы – не менее 6.0 х 3.6 м. (СП 59.13330.2016). Выделенное место нужно обозначить разметкой, а путь перемещения инвалида от машины до объекта ограждается специальными столбиками со светоотражением.

Согласно ст. 15 Закона № 181-ФЗ и
Постановлению Правительства РФ № 115, право на бесплатную парковку в пределах
квот имеют:

  • инвалиды
    I группы и сопровождающие лица;
  • инвалиды
    II группы и сопровождающие лица;
  • инвалид
    III группы, имеющий ограничений к способности самостоятельного
    передвижения 1, 2 или 3 степени, либо перевозящее его лицо (это новое правило,
    введенное Постановлением № 1150);
  • инвалид
    III группы, не имеющий ограничений способности к
    передвижению, по получивший знак «Инвалид», либо перевозящее его лицо
    (это можно успеть сделать только до 01 июля 2020 года).

В этом списке особого внимания заслуживают
последние два пункта. С июля 2020 года знаки «Инвалид» не будут
выдавать. В новый реестр инвалидов, имеющих право на бесплатную парковку, будут
включать только лиц с ограничением способности к передвижению. Если инвалидность
получена по другим критериям, льгота не будет действовать. Однако ранее
полученные знаки «Инвалид» сохранят свою силу, даже если выдавались
по другим заболеваниям и диагнозам.

Предлагаем ознакомиться  Уменьшение заработной платы по инициативе работодателя

Бесплатная парковка для инвалидов в 2020 году

Новый закон о бесплатной парковке для инвалидов 3 группы призван устранить злоупотребления, связанные с незаконным использованием льготы. Получить статус инвалида можно по множеству показателей, причем все они до июля 2020 года дают право на бесплатное парковочное место. Также самые «продвинутые» автовладельцы имеют при себе знак «Инвалид», указывая себя как сопровождающее лицо. С июля 2020 года получить право на бесплатную парковку можно только по ограничениям к способности передвижения.

5.1.1 Минимальный размер земельного участка здания или сооружения должен включать в себя необходимую площадь для размещения функционально связанных со зданием подъездов и стоянок (парковок) для транспортных средств, управляемых инвалидами или перевозящих инвалидов, пешеходных маршрутов и мест отдыха, адаптированных к возможностям инвалидов и других МГН.Вход на земельный участок проектируемого или приспосабливаемого объекта следует оборудовать доступными для МГН элементами информации об объекте.

5.1.2 На путях движения МГН не допускается применять непрозрачные калитки на навесных петлях двустороннего действия, калитки с вращающимися полотнами, турникеты и другие устройства, создающие препятствие для движения МГН.

5.1.3 В проектной документации должны быть предусмотрены условия беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения МГН по участку к доступному входу в здание с учетом требований СП 42.13330. Пешеходные пути должны иметь непрерывную связь с внешними, по отношению к участку, транспортными и пешеходными коммуникациями, остановочными пунктами пассажирского транспорта общего пользования.

8.1 Общие положения

Новые нормы парковки для автомобилистов с ОВЗ

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»СП 52.13330.2011 «СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение»СП 54.13330.2011 «СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные»СП 56.13330.

2011 «СНиП 31-03-2001 Производственные здания»СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения» (с изменением N 1)Примечание — При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год.

Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия).

Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.

Бесплатная парковка для инвалидов в 2020 году

Согласно нововведениям, чтобы поставить на ТС знак, указывающий на особый статус его владельца, необходимо иметь при себе справку об инвалидности. Только на основании данного документа граждане могут воспользоваться местом с обозначением «Парковка для инвалидов».

Парковаться по льготе (на спецместах) разрешено инвалидам 2 и 1 групп, а также тем, кто перевозит детей-инвалидов. Льготная парковка лицам с 3 группой не предоставляется, поэтому для них в общем порядке доступны обычные стоянки.

По новым правилам водитель, управляющий авто со знаком «Инвалид», обязан пе первому требованию предъявить справку, выданную входе МСЭ. То есть нужно подтвердить свою принадлежность к льготной категории. При этом штраф не назначается при отсутствии документов, если на авто есть знак, но фактически льготная парковка не используется.

Важно! Простые граждане не должны ставить знак «Инвалид», а водитель-инвалид может взять быстросъёмное обозначение, если кроме него есть другие пользователи ТС.

Как попасть в реестр инвалидов на бесплатную парковку

Новый порядок подтверждения права на
бесплатную парковку для инвалидов определен Приказом № 724н. Он вступит в силу
с 1 июля 2020 года с одновременной отменой Приказа № 443н. Нормативный акт
предусматривает ведение специального федерального реестра, в котором будет
указан характер основного заболевания, право на льготы. Применение реестра
будет происходить следующим образом:

  • установление
    инвалидности и переосвидетельствование, как и раньше, будет проходить через учреждения
    МСЭ с выдачей заключения;
  • МСЭ
    будет передавать сведения об инвалиде, его ограничениях по здоровью, в ПФР;
  • вести
    федеральный реестр инвалидов будет ПФР, а граждане смогут проверить полноту и
    достоверность сведений в нем.

Обратите внимание! В реестре будут указан госномер автомобиля инвалида или сопровождающего лица, марка и модель по свидетельству о регистрации и ПТС. Для включения сведений об автомобиле в реестр нужно подать заявление в ПФР, через МФЦ, либо через «Личный кабинет» в онлайн-системе «Федеральный реестр инвалидов». Обратиться с заявлением может и представитель инвалида.

Процедура оформления разрешения на бесплатную парковку для инвалидов

Вопрос о выдаче парковочных разрешений решается местными властями. В основном данной преференцией наделяются инвалиды 2 и 1 групп, но в некоторых регионах льгота распространяется на всех обладателей особого статуса.

Важно! Как правило, независимо от группы на спецместе разрешено парковать машину, на которой перевозят детей-инвалидов.

— предоставлен органами соцзащиты;

— принадлежит гражданину с инвалидностью;

— используется лицом, осуществляющим перевозку инвалидов;

— в собственности у человека, представляющего интересы льготника.

— заявление утверждённой формы;

— паспорт заявителя или его представителя (во втором случае не обойтись без доверенности);

— свидетельство о рождении, бумага об опекунстве и тд, если инвалид несовершеннолетний;

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

— справка об инвалидности (копия или оригинал), удостоверение, либо другое подтверждение статуса (обычно запрашивается, если претендент на преференцию оформил инвалидность в другом городе или зарегистрирован не по месту фактического проживания);

— доказательства получения машины от социальной службы, если это имело место.

Парковка для инвалидов: новшества в законе для инвалидов 1, 2 и 3 группы, требования и условия оформления

Перечисленные документы подаются на рассмотрение в течение 10 дней через отделение МФЦ. А право на парковку будет актуально всё то время, пока гражданин является инвалидом. Например, при 3 и 2 группах разрешение выдают на год, так как по истечении этого периода льготник должен пройти новое освидетельствование в бюро МСЭ.

Если группа сохраняется, право на использование льготного парковочного места можно продлить. Чтобы переоформить преференцию на новый срок, внести изменения при продаже ТС, понадобится всего день. 

Важно! Оформить разрешение можно только на одну машину.

— периода актуальности разрешения, включая его номер;

— льготника, его законного представителя и тд;

— контактов для связи и места прописки;

— номера СНИЛС инвалида;

Бесплатная парковка для инвалидов

— сведений о льготе;

— данных о ТС.

Благодаря реестру и сведениям, указанным в нём, проверить разрешение на парковку авто в спецместе можно максимально быстро.

— не хватает обязательных бланков, бумаги просрочены;

— в предоставленных на проверку документах имеются ошибки;

— заявление, сформированное через сайт Госуслуг, оформлено неправильно, либо к нему не приложены сканы требуемых документов;

— отсутствие у заявителя права на выдачу ему соответствующего разрешения ввиду непричастности к льготной категории (то есть человек не инвалид);

— у инвалида уже есть действующее разрешение на другую машину;

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

— рассмотрение заявления было приостановлено из-за обнаруженных нарушений, но срок приостановки процедуры истёк, а проблемы так и не устранены.

Бесплатная парковка для инвалидов

Важно! В муниципалитетах могут предъявляться свои требования, поэтому причины для отказа в городах иногда отличаются.

— данные об заявителе-инвалиде;

— реквизиты первоначальной заявки;

— информацию об органе, оказывающем услугу;

— изложение неправомерных действий, имевших место при рассмотрении заявки;

Предлагаем ознакомиться  Какие права имеет ребенок инвалид: закон о детях инвалидах

— желание обратившегося лица, например, дать ращрешение, провести проверку и тд;

— перечень документов.

— превышение срока заявления на предоставление льготы;

— расписка о получении документации выдана некорректно;

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

— за предоставление разрешения льготнику предлагают заплатить;

— в организации требуют бумаги, не указанные в первоначальном списке;

— в нормативном акте нет вынесенной причины отказа;

— иные нарушения прав.

Как и где получить знак «Инвалид»

Инвалиды с любыми группами и
ограничениями могут получить соответствующий знак и использовать его даже после
июля 2020 года. Однако успеть с подачей заявления нужно до 1 июля 2020 года.
Для этого применяется Приказ Минтруда РФ № 443н:

  • получить
    знак «Инвалид» можно через учреждения МСЭ по месту регистрации или по
    адресу пребывания;
  • для
    получения знака нужно подать заявление, указать общие сведения об инвалиде, в
    том числе из заключения МСЭ;
  • при
    выдаче знака составляется акт медико-социальной экспертизы, но без
    освидетельствования;
  • о
    выдаче знака вносятся сведения в журнал МСЭ.

Если инвалидность установлена бессрочно,
знак «Инвалид» фактически можно использовать без ограничений по
срокам. Для лиц, которым нужно проходить переосвидетельствование и подтверждать
группу, новый знак выдаваться не будет. Поэтому по истечении срока действия опознавательного
знака он автоматически утратит силу.

Парковка для инвалидов постоянно занята не инвалидами: что делать?

Когда водитель без инвалидности оставляет автомобиль на парковке для инвалидов, это можно классифицировать как нарушение, о котором льготник имеет право сообщить в дежурную часть ГИБДД. Подтвердить данный факт и составить акт должен выехавший по вызову инспектор. Авто нарушителя при этом подлежит эвакуации.

— управлении ТС с закреплённым спецзнаком по ст. 12.5 водитель штрафуется на 5000 руб;

— парковке на месте, предназначенном для лиц с инвалидностью по ст. 12.19 часть 2 нарушитель наказывается 5000 руб. штрафа;

— незаконном применении обозначения «Инвалид» согласно ст. 12.4 обычный гражданин заплатит 5000 руб, должностное лицо — 20 000 руб, а компания — 500 000 руб. (во всех случаях знак изымается).

Предисловие

Сведения о своде правил

1 ИСПОЛНИТЕЛИ — ООО «Институт общественных зданий», Ассоциация МОАБ, НП «Доступная городская среда»

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство»

3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)

4 УТВЕРЖДЕН приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14 ноября 2016 г. N 798/пр и введен в действие с 15 мая 2017 г.

5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Пересмотр СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке.

Введение

Настоящий свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, вступившей в силу в Российской Федерации 25 октября 2012 г. Среди этих принципов полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность. Использован новый прогрессивный принцип универсального проекта (дизайна), который заявлен в Конвенции как обязательный.

Применение принципов Конвенции ООН в процессе проектирования и строительства формирует среду жизнедеятельности с беспрепятственным доступом инвалидов и других маломобильных групп населения к зданиям и сооружениям, безопасность их эксплуатации без необходимости последующего переустройства и приспособления.

https://www.youtube.com/watch?v=crussia24tv

Свод правил разработан с учетом требований Международного олимпийского комитета, Международного паралимпийского комитета и международного опыта в системе других документов в области стандартизации, устанавливающих требования по доступности зданий, сооружений и объектов инфраструктуры для маломобильных групп населения.

В настоящем своде правил реализованы требования Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации», Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», Федерального закона от 30 марта 1999 г.

N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».Пересмотр СП 59.13330.2012 выполнен авторским коллективом: ООО «Институт общественных зданий» (канд. архит. А.М.Гарнец — руководитель темы, инж.Л.В.Сигачева), Всероссийское общество слепых (Л.П.Абрамова, С.С.Сохранский, В.Т.Ткачев); МАДИ (канд. техн. наук Д.В.Енин);

ГК «Ретайл» (Е.Ю.Коляда); ООО «ПожМонтаж Групп» (инж.А.В.Апаков) при участии Всероссийского общества инвалидов (О.В.Рысев, Д.Р.Горшко); НПО «Пульс» (инж.Е.А.Мешалкин); Ассоциации МОАБ (д-р техн. наук М.М.Мирфатулаев, д-р техн. наук Ю.М.Глуховенко); Экспертно-консультационного центра «Эврика» (Э.Н.Асылгараева, Л.Б.Гутман);

1 Область применения

1.1 Настоящий свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения — маломобильных групп населения (далее — МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального проекта (дизайна).

1.2 Настоящий свод правил распространяется на проектирование общественных зданий открытого доступа населения, в том числе инвалидов и МГН.

1.3 Требования свода правил не распространяются на проектирование жилых одноквартирных домов, находящихся в частной собственности.

3 Термины и определения

В настоящем своде правил применены следующие термины с соответствующими определениями;

3.1 адаптация: Приспособление к новым условиям (здесь): Приспособление среды жизнедеятельности, зданий и сооружений с учетом потребностей маломобильных групп населения.

3.2 адаптированный вход(здесь): Вход, приспособленный для прохода маломобильных посетителей, в том числе на креслах-колясках.

https://www.youtube.com/watch?v=editor

3.3 аппарель(здесь): Накладная конструкция на лестничный марш или через препятствие, состоящая из двух раздельных направляющих, предназначенная для перемещения кресел-колясок, детских колясок, тележек различного типа и назначения.Примечание — Не является пандусом.

безопасная зона: Зона, в которой люди защищены от воздействия опасных факторов пожара или в которой опасные факторы пожара отсутствуют либо не превышают предельно допустимых значений.

[1, статья 2, пункт 2].

3.5 благоустройство участка (территории)(здесь): Комплекс мероприятий, обеспечивающих доступность маломобильных посетителей и включающий в себя: создание искусственного ландшафта (озеленение), мощение дорожек для пешеходов и проезжей части, устройство наружного освещения, создание зон отдыха, спорта и развлечений на участке, а также информационное обеспечение посетителей.

3.6 бордюрный пандус (съезд): Уклон пешеходного пути, предназначенный для сопряжения двух разноуровневых поверхностей для безбарьерного передвижения людей, использующих кресла-коляски, не оборудованный поручнями.

3.7 бортовой камень: Ограждение путей движения и пространств однородными элементами малой высоты, совмещающее функции безопасности и информативности.

3.8 визуальные средства информации(здесь): Носители информации в виде зрительно различимых текстов, знаков, символов, световых сигналов, имеющих повышенные характеристики распознаваемости с учетом особенностей восприятия людьми с нарушением функций органов слуха.

3.9 габариты(здесь): Внутренние (в свету) и наружные (в чистоте) размеры элементов архитектурной среды (предметов и пространств) по их крайним выступающим частям.

3.10 доступная кабина уборной(здесь): Индивидуальная кабина, размещаемая в блоке общественных уборных (мужских или женских) оборудованная только унитазом, доступная по габаритам для инвалида на кресле-коляске, а по оборудованию — для всех групп инвалидов.

3.11 доступные для МГН здания и сооружения: Здания и сооружения, в которых реализован комплекс архитектурно-планировочных, инженерно-технических, эргономических, конструкционных и организационных мероприятий, отвечающих нормативным требованиям обеспечения доступности и безопасности для МГН этих зданий и сооружений.

3.12 доступный маршрут движения: Помещения, места обслуживания, позволяющие беспрепятственно достичь конечной точки маршрута и воспользоваться услугой.

3.13 досягаемость: Свойство мест обслуживания, имеющих параметры, обеспечивающие возможность воспользоваться предметом, объектом пользования (дотянуться до него).

3.14 зона предоставления услуг (обслуживания): Совокупность мест обслуживания в помещении или на участке.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

3.15 инвалид по зрению: Человек, у которого полностью отсутствует зрение, или острота остаточного зрения не превышает 10%, или поле зрения составляет не более 20%.

3.16 инвалид(здесь): Человек, имеющий нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с нарушением опорно-двигательного аппарата, нарушениями зрения и дефектами слуха, которые мешают его полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими, в том числе из-за пространственно-средовых барьеров.

Предлагаем ознакомиться  Количество участников общество с ограниченной ответственностью

3.17 инвентарный пандус: Сооружение временного или эпизодического использования, например сборно-разборный, откидной, выдвижной, приставной, перекатной и т.д.

3.18 карман(здесь): Ниша, пространство, примыкающее к границе помещения или коммуникационного пути вне их пределов.

3.19 коэффициент сцепления: Отношение горизонтальной реакции к нагрузке на поверхность.Примечание — Размерность: кН/кН или доли единицы.

3.20 лифтовой холл: Специальное помещение, располагаемое у входа в лифт, ограниченное, как правило, дверями.

3.21 маломобильные группы населения; МГН: Люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения для целей настоящего свода правил здесь отнесены: инвалиды, люди с ограниченными (временно или постоянно) возможностями здоровья, люди с детскими колясками и т.п.

3.22 медиагид: Комплекс технических и полиграфических средств, использующих принципы мультимедийной печати, индивидуального речевого информирования и идентификации специальных кодов, путем их считывания оптическим идентификатором.

3.23 места обслуживания(здесь): Части зданий, сооружений, помещений, зон, организованные и оборудованные для оказания услуг посетителю.Примечание — Включают в себя рабочее место, место обслуживаемого посетителя, возможно, место ожидания.

3.24 ограждение: Вертикальная ограждающая конструкция на перепаде отметок пешеходных поверхностей, вокруг опасных мест и нависающих препятствий.

3.25 пандус: Сооружение, предназначенное для перемещения с одного уровня горизонтальной поверхности пути на другой, состоящее из маршей (имеющих сплошную наклонную по направлению движения поверхность) и горизонтальных площадок (для отдыха и/или маневрирования).

3.26 пандус одностороннего движения: Сооружение, предназначенное для одновременного перемещения только одного человека, при расстоянии между поручнями 0,9-1,0 м.

3.27 пиктограмма: Символическое изображение вида деятельности, указания действия или назначения помещения.

3.28 подъем: Разность уровней (вертикальный размер) между ближайшими горизонтальными плоскостями наклонного пути движения.

3.29 подъемная платформа: Грузоподъемная машина периодического действия для подъема и спуска пользователей, размещающихся на грузонесущем устройстве, которое перемещается по вертикальной или наклонной траектории.

3.30 полоса движения: Часть пешеходного пути, предназначенная для движения в один ряд в одном направлении.

3.31 помещение индивидуального обслуживания: Кабина или кабинет, где осуществляется самообслуживание или обслуживание маломобильного посетителя персоналом учреждения (предприятия). Габариты кабины (кабинета) должны учитывать, как правило, возможность размещения и сопровождающего лица.

3.32 поперечный уклон: Уклон поверхности, перпендикулярный направлению движения.

3.33 поручень: Компонент лестницы или пандуса, который задает направление и обеспечивает поддержку на уровне руки при движении.Примечание — Поручень может быть верхом ограждения.

3.34 придомовая территория(здесь): Образованный в соответствии с законодательством земельный участок многоквартирного жилого дома, с элементами озеленения, благоустройства, включающий в себя пешеходные пути ко входам, подъезды к дому со стоянками автотранспорта и площадками для жильцов данного дома — детскими, физкультурными, для отдыха, контейнеров, выгула собак и т.п.

3.35 продольный уклон: Уклон поверхности, параллельный направлению движения.

3.36 проход: Пешеходное пространство между конструктивными и/или функциональными элементами (оборудованием).

3.37 путь движения: Пешеходный путь, используемый МГН, в том числе инвалидами на креслах-колясках, для перемещения по участку (дорожки, тротуары, пандусы и т.д.), а также внутри зданий и сооружений (горизонтальные и вертикальные коммуникации).

разумное приспособление: Внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод.

[Конвенция ООН о правах инвалидов, принятая резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г.*, статья 2].

________________* Конвенция ООН о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. была ратифицирована Федеральным законом от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».

3.39 система радиоинформирования и ориентирования лиц с нарушением зрения: Система, состоящая из индивидуальных носимых абонентских устройств пользователей и инфраструктурного оборудования — радиоинформаторов, передающих на абонентское устройство различные сообщения об объекте и другую информацию, звуковых маячков, подающих по запросу пользователя сигналы ориентирования, устройств речевого и звукового дублирования сигналов пешеходного светофора с дополнительными функциями радиоинформирования, а также из сервера данной системы.

3.40 система средств информации (информационные средства)(здесь): Совокупность носителей информации, обеспечивающих для МГН своевременное ориентирование в пространстве, способствующих безопасности и удобству передвижения, а также информирующих о свойствах среды жизнедеятельности.

3.41 специализированная организация(здесь): Организация социального и медицинского назначения для постоянного ухода и обслуживания МГН, в том числе: дом-интернат, хоспис, дом сестринского ухода, реабилитационный центр, жилой дом для пожилых, а также специализированные образовательные организации разного уровня и направленности обучения и т.д.

3.42 специализированное место стоянки (парковки) транспортных средств инвалидов: Машино-место, выделяемое на стоянке (парковке) транспортных средств личного пользования для инвалидов на креслах-колясках, имеющее увеличенные габаритные размеры для беспрепятственного доступа инвалида к автомобилю, посадки и высадки из него.

3.43 специализированный элемент(здесь): Элемент, к которому (как к объекту нормирования) предъявляются специфические требования по адаптации с учетом конкретного или совокупных дефектов здоровья человека.

3.44 сурдопереводчик: Специалист по переводу устной речи на язык жестов и наоборот.Примечание — Жестовый язык — вид невербального общения глухих людей, сочетание жестов, мимики и артикуляции (форма и движение рта и губ).

3.45 сцена: Часть зрительного зала для проведения театральных мероприятий с колосниками и театральной механизацией планшета сцены.

3.46 тактильные средства информации: Носители информации, передаваемой инвалидам по зрению и воспринимаемой путем прикосновения.

4 Общие положения

4.1 Требования настоящего свода правил подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, а также подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы к зданиям и сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения проживания и для предоставления услуг (обслуживания) и места приложения труда.

Требования распространяются также на информационное и инженерное обустройство зданий, сооружений и земельных участков.В случае невозможности при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений полного приспособления объекта для нужд МГН следует осуществлять проектирование архитектурно-строительных, инженерно-технических решений и организационные мероприятия по адаптации объектов в рамках «разумного приспособления».

4.2 Проектные решения по адаптации объектов исторического, культурного и архитектурного наследия, выполняемые с учетом требований настоящего свода правил, следует согласовывать с органом по охране и использованию памятников истории и культуры соответствующего уровня и органами социальной защиты населения соответствующего уровня.

4.3 Проектные решения, предназначенные для МГН, должны обеспечивать повышенное качество их среды обитания при соблюдении:- досягаемости ими кратчайшим путем мест целевого посещения и беспрепятственности перемещения внутри зданий и сооружений и на их территории;- безопасности путей движения (в том числе эвакуационных и путей спасения), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда МГН;

— эвакуации людей из здания или в безопасную зону до возможного нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов;- своевременного получения МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и обучающем процессе и т.д.;- удобства и комфорта среды жизнедеятельности для всех групп населения.

4.4 В зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для МГН условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо с помощью сопровождающего, а также эвакуации в случае чрезвычайной ситуации.

4.5 Проектные решения объектов, доступных для МГН, не должны ограничивать условия жизнедеятельности или ущемлять возможности других групп населения, находящихся в здании (сооружении).

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

4.6 В целях обеспечения доступности объектов различного назначения с учетом особенностей их использования различными группами инвалидов в задания на проектирование следует включать пункт об обязательном выполнении отдельных требований других сводов правил, уточняющих и конкретизирующих общие требования настоящего свода правил и/или определяющих дополнительные требования.