Понятие и типы рыночных структур

Производственная
функция показывает максимальный выпуск
продукции, который может произвести
фирма при каждом отдельном сочетании
факторов пр-ва. Это зависит от временных
возможностей фирмы. Краткосрочный
период – это период времени, в течение
которого объем производственных
мощностей отдельной фирмы и число фирм
на рынке неизменны.

Долгосрочный период
– это период времени, достаточный для
того, чтобы изменить величину ресурса
и число фирм на рынке. Решения в коротком
периоде – оперативные, в долгосрочном
– концептуальные. Для упрощения анализа
только один из ресурсов переменный,
остальные неизменны. Общий продукт (ТР)
– кол-во продукции, полученное от
использования всего объема ресурса.

Средний продукт (АР) – кол-во продукции,
полученной от использования единицы
фактора (АР=ТР:F).
Предельный продукт (МР) – кол-во продукции,
полученной от использования дополнительной
единицы ресурса (МР= {amp}lt;{amp}gt;TP: {amp}lt;{amp}gt;F).
Изменение этих показателей происходит
в соответствии с законом убывающей
отдачи – по мере увеличения вложения
в пр-во какого-либо продукта одного из
переменных ресурсов (при неизменности
всех остальных) отдача от этого ресурса,
начиная с определенного периода, падает.

  1. 26.Понятие и основные черты совершенной конкуренции.

Основные
черты рынка совершенной конкуренции:
1. Основная черта – на рынке существует
множество фирм, ни одна из них не занимает
значительной доли рынка. 2. Продукция
является однородной. Каждая из фирм
производит и предлагает стандартизованную
продукцию, поэтому при данной цене
потребителю безразлично, у кого покупать
продукты, т.к.

на рынке продукты фрм
являются аналогами. Отсутствуют условия
для неценовой конкуренции. 3. Отсутствие
значительного контроля отдельной фирмы
над ценой товара, т.к. здесь каждая фирма
производит настолько небольшую часть
от общего объёма пр-ва, что это не
оказывает влияния на цену. Отдельная
фирма находится во власти рынка. 4.

Преимущества
рынка совершенной конкуренции в том,
что он функционирует на основе
саморегулирующегося рынка, через цены
создаёт стимулы для вложения капитала
в пр-во. Механизм совершенной конкуренции
– механизм заведомо бездефицитного
рынка. Обеспечивает эффективное
распределение ресурсов в общ-ве, высокую
адаптивность, свободу действия и выбора
рыночных субъектов.

Рыночная структура – комбинация характерных отраслевых признаков организации рынка.
Каждый тип рыночной структуры имеет ряд характерных для него признаков, которые влияют на то, как формируется уровень цен, как взаимодействуют продавцы на рынке и т.д. Кроме того, типы рыночных структур имеют различную степень конкуренции.

Предлагаем ознакомиться  Можно ли распечатать электронный больничный лист

Ключевые характеристики типов рыночных структур:

  • количество фирм-продавцов в отрасли;
  • размеры фирм;
  • количество покупателей в отрасли;
  • вид товара;
  • барьеры для входа в отрасль;
  • доступность рыночной информации (уровень цен, спрос);
  • возможность отдельной фирмы повлиять на рыночную цену.

14.Предложение и величина предложения.

Монополистическая конкуренция и ее признаки

Предложением
называется кол-во товаров и услуг,
которые производители готовы продать
по определённой цене за определённое
время. Зависимость между ценой и
предложением прямая: при прочих равных
условиях по мере роста цен производитель
предлагает большее кол-во товаров и
наоборот. Предолжение отражает реакцию
производителя на рост рыночной цены.

Предложение
также может изменяться под влиянием
неценовых факторов: 1. Изменение издержек
пр-ва, источников ресурса, налоговой
политики. Стоимость факторов пр-ва
снижается, следовательно производитель
увеличивает пр-во. 2. Изменение цен на
ресурсы: дороже ресурсы – меньше
предложени, и наоборот. 3.

Совершенная (чистая, свободная) конкуренция

Рынок совершенной конкуренции (англ. «perfect competition») – характеризуется наличием множества продавцов предлагающих однородный товар, при свободном ценообразовании.

То есть на рынке действует много фирм предлагающих однородную продукцию, и каждая фирма-продавец, сама по себе, не может повлиять на рыночную цену этой продукции.

На практике, да еще в масштабах всей национальной экономики, совершенная конкуренция встречается крайне редко. В XIX в. она была характерна для развитых стран, в наше же время к рынкам совершенной конкуренции можно отнести только (и то с оговоркой) сельскохозяйственные рынки, фондовые биржи или международный валютный рынок (Форекс). На таких рынках продается и покупается достаточно однородный товар (валюта, акции, облигации, зерно), и его продавцов очень много.

Особенности или условия совершенной конкуренции:

  • количество фирм-продавцов в отрасли: большое;
  • размер фирм-продавцов: маленький;
  • количество покупателей: большое;
  • товар: однородный, стандартный;
  • контроль над ценой: отсутствует;
  • доступ к рыночной информации: свободный;
  • барьеры для входа в отрасль: практически отсутствуют;
  • методы конкурентной борьбы: только неценовая конкуренция.

Рынок чистой монополии (англ. «monopoly») – характеризуется наличием на рынке одного-единственного продавца уникального (не имеющей близких заменителей) товара.

Абсолютная или чистая монополия – полная противоположность совершенной конкуренции. Монополия – это рынок одного продавца. Конкуренция отсутствует. Монополист обладает всей полнотой рыночной власти: устанавливает и контролирует цены, решает какой объем товара предлагать рынку. При монополии отрасль, по сути, представлена всего одной фирмой. Барьеры входа на рынок (как искусственные, так и естественные) практически непреодолимы.

Предлагаем ознакомиться  На какую долю в квартире купленной по сертификату может претендовать муж

Законодательство многих стран (в т.ч. России) борется с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией (сговор между фирмами в установлении цен, демпинг).

Чистая монополия, особенно в масштабах всей страны, явление очень и очень редкое. Примерами могут служить небольшие населенные пункты (деревни, поселки, небольшие города), где лишь один магазин, один владелец общественного транспорта, одна железная дорога, один аэропорт. Или естественная монополия.

Особые разновидности или типы монополии:

  • естественная монополия – товар в отрасли может быть произведен одной фирмой с меньшими затратами, чем если бы его производством занималось множество фирм (пример: предприятия коммунального хозяйства);
  • монопсония – на рынке единственный покупатель (монополия со стороны спроса);
  • двусторонняя монополия – один продавец, один покупатель;
  • дуополия – в отрасли присутствуют два независимых продавца (такая модель рынка впервые была предложена А.О. Курно).

Особенности или условия монополии:

  • количество продавцов в отрасли: один (или два, если речь идет о дуополии);
  • размер фирмы: различный (чаще большой);
  • количество покупателей: различное (может быть как множество, так и единственный покупатель в случае двусторонней монополии);
  • товар: уникальный (не имеет заменителей);
  • контроль над ценой: полный;
  • доступ к рыночной информации: блокирован;
  • барьеры для входа в отрасль: практически непреодолимы;
  • методы конкурентной борьбы: отсутствуют за ненадобностью (единственное, фирма может работать над качеством для поддержания имиджа).

Галяутдинов Р.Р.

15.Равновесие рынка. Равновесная цена. Нарушение равновесия.

Рынки
передают информацию о рыночной ситуации
посредством динамики цен. На основе
этой информации продавцы и покупатели
планируют свою деятельность. Формированием
цен на рынке упраляют законы спроса и
предложения, в результате их взаимодействия
установливается рыночная, равновесная
цена.

Монополистическая конкуренция и ее признаки

Механизм
установления равновесия.
Если цена на рынке установлена на низком
уровне, то спрос будет большим, а
предложение низким, следовательно цена
и предложение будет расти. Если цена на
рынке установится на высоком уровне,
спрос будет низким, следовательно цена
будет падать. В результате таких колебаний
цены на рынке устанавливается оптимальная
цена, которая устраивает и продавцов,
и покупателей.

При
такой цене устанавливается рыночное
равновесия, то есть такая ситуация, при
которой планы продавцов и планы
покупателей полностью совпадают,
предложение равно спросу. Спрос и
предложение устанавливается под влиянием
конкурентной борьбы. Но в реальной жизни
рыночные условия изменяются очень
быстро.

Монополистическая конкуренция

Рынок монополистической конкуренции (англ. «monopolistic competition») – характеризуется большим количеством продавцов, предлагающих разнообразный (дифференцированный) товар.

Предлагаем ознакомиться  Статус резидента российской федерации

В условиях монополистической конкуренции вход на рынок достаточной свободный, барьеры есть, но они относительно легко преодолимы. Например, чтобы войти на рынок фирме может потребоваться получить специальную лицензию, патент и т.д. Контроль фирм-продавцов над фирмами ограничен. Спрос на товары имеет высокую эластичность.

Примером монополистической конкуренции может служить рынок косметики. Например, если потребители предпочитают косметическую продукцию «Avon», то они готовы заплатить за нее больше, чем за аналогичную косметику других компаний. Но если разница в цене будет слишком большой, потребители все же перейдут на более дешевые аналоги, например фирмы «Oriflame».

К монополистической конкуренции можно отнести рынки пищевой и легкой промышленности, рынок лекарственных средств, одежды, обуви, парфюмерии. Товары на таких рынках дифференцированы – один и тот же товар (например, мультиварка) у разных продавцов (производителей) может иметь множество различий. Различия могут проявляться не только в качестве (надежность, дизайн, количество функций и пр.), но и в сервисе: наличие гарантийного ремонта, бесплатная доставка, техподдержка, рассрочка платежа.

Особенности или черты монополистической конкуренции:

  • количество продавцов в отрасли: большое;
  • размер фирм: маленький или средний;
  • количество покупателей: большое;
  • товар: дифференцированный;
  • контроль над ценой: ограниченный;
  • доступ к рыночной информации: свободный;
  • барьеры для входа в отрасль: низкие;
  • методы конкурентной борьбы: главным образом неценовая конкуренция, и ограниченная ценовая.

Олигополия

Рынок олигополии (англ. «oligopoly») – характеризуется наличием на рынке небольшого числа крупных продавцов, товар которых может быть как однородным, так и дифференцированным.

Вход на олигополистический рынок затруднителен, входные барьеры очень высоки. Контроль отдельных компаний над ценами ограниченный. Примерами олигополии могут служить автомобильный рынок, рынки сотовой связи, бытовой техники, металлов.

Особенность олигополии в том, что решения компаний о ценах на товар и объемах его предложения взаимозависимы. Ситуация на рынке сильно зависит от того как реагируют компании при изменении цены на продукцию одним из участников рынка. Возможны два вида реакции:
1) реакция следования – другие олигополисты соглашаются с новой ценой и устанавливают цены на свой товар на таком же уровне (следуют за инициатором изменения цены);

Особенности или условия олигополии:

  • количество продавцов в отрасли: маленькое;
  • размер фирм: большой;
  • количество покупателей: большое;
  • товар: однородный или дифференцированный;
  • контроль над ценой: значительный;
  • доступ к рыночной информации: затруднен;
  • барьеры для входа в отрасль: высокие;
  • методы конкурентной борьбы: неценовая конкуренция, очень ограниченная ценовая.