Право собственности на новообразованный земельный участок

Слияние двух и более земельных наделов в единую территорию – наиболее распространенная практика, применяемая в земельном праве. Причинами соединения может послужить желание владельца увеличить размер участка для обеспечения собственных нужд (застройка, ведение ЛПХ), повышение его продажной стоимости, упрощение процесса учета недвижимого имущества и прочее.

Результатом объединения становится регистрация в Росреестре нового землевладения, имеющего свой межевой план с обозначенными границами, инвентарный (кадастровый) номер, адрес или координаты местоположения, а также относящийся к определенной категории и виду целевого использования. В то же время информация об участках, подвергнутых слиянию, удаляется из ЕГРН и фактически они перестают существовать как самостоятельные объекты недвижимости.

В отношении образовавшегося участка у владельца (владельцев) появляются права собственности, вытекающие из формы владения наделами до их объединения. Если объединяемые территории принадлежат одному человеку – после слияния право распоряжаться землей переходит к их законному владельцу в единоличное пользование. В случае объединения участков, находящихся в собственности у двух и более лиц, получившийся земельный надел поступает в их общее владение.

Разрешенным считается слияние любых участков, если данные действия не противоречат основным нормам закона. Ограничения налагаются при соединении земель, предоставленных гражданам или организациям в бессрочное или пожизненное владение – в этих случаях присоединить один участок к другому можно лишь при условии их принадлежности одному человеку.

Инициировать объединение земельных участков вправе как обычные граждане, так и коммерческие организации. Соответственно с формой владения наделом, процедура оформления слияния будет иметь различные нюансы:

  • Процедура объединения земельных участков в один у одного собственника наиболее проста в реализации и не предполагает дополнительных согласований. Собственнику, обладающему правом распоряжаться всеми участками, подлежащими объединению, достаточно написать заявление, получить в администрации одобрение на слияние земель и зарегистрировать в кадастровом органе новое землевладение.
  • Для соединения участков с несколькими владельцами потребуется письменное согласие всех участников процедуры на ее проведение. Его необходимо составить с указанием возникающих вследствие слияния прав собственности каждого владельца и заверить нотариально.
  • Юридические лица, в пользовании которых находится землевладение, могут увеличить его площадь за счет объединения с другим после выкупа присоединяемого надела из собственности муниципалитета.
  • Организации могут объединять участки не только после их приобретения в собственность, но и проводить процесс слияния арендованной земли (по согласованию с органами местной власти).

Существуют объективные факторы, на основании которых владельцу может быть отказано в объединении земельных участков. Как правило, это происходит в ситуациях, когда подобные действия приводят к нарушению законодательства.

Объединение земельных участков признается законным, если его осуществление не влечет за собой нарушения действующих местных и Федеральных законодательных норм в области земельного права.

Успешность слияния обеспечивают следующие факторы:

  1. Участки, предназначенные к соединению, должны входить в одну категорию и иметь общий вид разрешенного использования. Практика показывает, что даже смежные землевладения могут различаться по целевому назначению. Поэтому еще до начала процесса объединения, владельцу стоит прояснить данный вопрос в администрации. Если участки входят в земли разной категории использования – в слиянии будет отказано.
  2. Территориально участки, которые будут объединяться, должны располагаться в одном населенном пункте, а также обладать общей границей. Недопустимо слияние наделов, расположенных удаленно друг от друга или разделенных участком третьего лица, не участвующего в объединении.
  3. Площадь образованного участка не должна превышать максимально допустимый размер, установленный муниципальными органами власти для земель данной категории.
  4. Границы вновь образованного надела определяются компетентными специалистами в соответствии с законодательными нормами (по отсутствию изломанности, вклинивания в другие земли и т.п.) и не должны препятствовать землепользованию и охране угодий.
  5. Для слияния земель, принадлежащих разным собственникам, требуется их письменное согласие на соединение. При этом оговаривается, каким образом полученный надел будет использоваться, и какими правами будет обладать каждый владелец.
  6. Арендованные земли могут объединяться лишь по разрешению законного владельца и при его непосредственном участии.
  7. Наделы земли, находящиеся у граждан в бессрочном использовании или в наследуемом владении объединяются только в том случае, когда ими владеет один человек на одних и тех же правах (например, оба надела в наследуемом владении).

На первоначальном этапе собственник участков, планирующий их объединение должен провести подготовительные мероприятия. К ним относят выяснение вопроса о возможности слияния (оценка параметров объединяемых земель на соответствие условиям, прописанным в статье 11 ЗК) и обращение к специалистам по межеванию для составления техплана будущего участка с обозначением его новых границ и акта их согласования.

Предлагаем ознакомиться  Что такое договор сервитута, как заключается соглашение и сколько действует? Образец заявления

Для получения официального разрешения на слияние смежных земель понадобится представить в местные органы власти пакет документов, состоящий из:

  • заявления на соединение земель;
  • копии свидетельства о праве распоряжаться участками, подлежащими слиянию;
  • нотариально оформленного согласия от других владельцев (если земли принадлежат разным людям);
  • выписки из реестра с номерами участков до объединения;
  • межевых документов получившегося земельного надела.

Далее, когда муниципалитет подтвердит возможность слияния участков, собственник снимает их с кадастрового учета, регистрирует вновь образованную территориальную единицу и может приступать к ее занесению в Госреестр. В течение 30 дней с момента подачи документов о постановке на учет вновь созданного участка его владелец получит свидетельство, подтверждающее право владения землей.

Особые требования предъявляются, когда предполагается объединение земельных участков с разным разрешенным использованием. На основании того, что категория или вид целевого использования объединяемых земель не совпадают — собственнику откажут в выдаче разрешения на их слияние. Перед началом процедуры соединения подобные земельные наделы необходимо привести к общему формату, то есть какой-либо из участков перевести в иную категорию.

Для этого владельцу потребуется обратиться в муниципалитет и написать заявление о включении участка в другой вид землепользования. Если данная просьба не противоречит местным законодательным актам и Федеральному ЗК, то она будет удовлетворена, а информация об изменениях будет передана в Росреестр для внесения соответствующих поправок.

После приведения земли к общей категории по целевому использованию, последовательность дальнейших действий собственника не отличается от обычной процедуры соединения участков.

По заявлению владельца местные органы власти назначают комиссию для изучения вопроса о возможности слияния указанных земельных объектов и согласуют принятое решение с архитектурным отделом муниципалитета. Далее готовится проект постановления о соединении земель, который рассматривается на заседании горсовета и подписывается главой администрации.

Постановление о соединении участков выдается их владельцу в приемной администрации при личном визите. При отказе в слиянии — уведомление о нем поступает собственнику в письменном виде в срок до 7 рабочих дней со дня вынесения постановления. Если принятое администрацией решение не устраивает владельца, он вправе обжаловать его в судебном порядке.

Вследствие объединения двух и более смежных участков возникает единая территориальная единица, а существование составляющих ее наделов прекращается.

В отношении форм владения объединенным участком могут возникнуть следующие права:

  • если земли до соединения имели одного хозяина, то после их слияния полученный земельный надел также полностью переходит на правах собственности к владельцу первичных участков.
  • при соединении земель, принадлежащих разным владельцам, вновь образованный надел поступает в их распоряжение на правах совместной собственности.
  • если происходит слияние участков, прежде находившихся в общей собственности у разных лиц, то после объединения каждый из владельцев становится обладателем новообразованного надела на правах совместной собственности.

После завершения процедуры объединения понадобится заново зарегистрировать свое право на владение землей.

Повторная выдача свидетельства осуществляется по упрощенной схеме и требует представления следующих документов:

  • паспорта владельца;
  • акта об объединении земельных наделов;
  • правоустанавливающих документов на участок;
  • согласия от других собственников, если одним из участков владеет иное лицо.

Как объединить земельные участки

Объединение земель – процедура достаточно распространенная и подкрепленная законодательными актами, в которых четко обозначены условия и последовательность действий собственников для ее осуществления. Прежде всего успешность процедуры слияния земельных участков зависит от наличия всех необходимых документов и привлечения компетентного кадастрового специалиста.

Далее объединенный участок ставится на учет в качестве самостоятельного объекта, в результате чего прекращаются права собственности на предыдущие наделы. Все регистрационные процедуры проводятся либо через Росреестр, либо через территориальный Многофункциональный центр. При четком следовании инструкции оформление документов не потребует большого количества времени, а затраты владельца будут носить в основном материальный характер (на оплату пошлины за регистрацию собственности и услуг специалистов по межеванию).

Кем определяются категории?

Под целевым назначением в российском законодательстве понимается определение юридического статуса земли для установления правомочий или запретов на осуществление на ней определенной деятельности. Конкретные категории и виды разрешенного пользования определены законодательством Российской Федерации (в частности, Земельным кодексом РФ), а особенности реализации такого разделения на практике регулируются федеральным законодательством и подзаконными актами.

В настоящее время в нашей стране предусмотрено разделение земель, исходя из цели их назначения, по следующим категориям:

  • Земли сельскохозяйственного назначения;
  • Земли населенных пунктов;
  • Земли специального назначения (промышленности, энергетики, транспорта и т.д.);
  • Земли особо охраняемых природных территорий;
  • Земли лесного фонда;
  • Земли водного фонда;
  • Земли запаса.

Каждой указанной категории корреспондируют конкретные виды допустимого использования, а также запреты на осуществление определенной деятельности. Статус каждой категории подразумевает наличие перечня видов пользования, которые разрешены в отношении данного участка, поэтому изменение цели назначения участка (а также видов использования) осуществляется двумя возможными вариантами:

  • С процедурой перевода из одной категории в другую;
  • Без оформления перевода в другую категорию.

Правовой статус цели назначения земель включает в себя закрепление категорий и видов использования данного участка. Таким образом, общий правовой режим целевого назначения земли охватывает собой определение категорий земель и является более широким в правовом смысле.

Изменение одной категории на другую одновременно подразумевает смену правового статуса цели назначения земли. При этом в рамках одной категории земли возможно изменение допустимых видов пользования конкретными участками.

Предлагаем ознакомиться  Документы подтверждающие назначение земельного участка

Изменение цели назначения участка может происходить двумя способами:

  • С оформлением процедуры изменения одной категории на другую;
  • Без изменения категории, но с изменением доступных видов пользования.

При осуществлении процедуры изменения категории участок может получить любой допустимый вид использования в пределах новой категории. При переводе в другую категорию меняется и доступный перечень разрешенных видов пользования.

В случае если изменение цели назначения участка не сопровождается изменением категории, виды допустимого использования могут меняться только в пределах той же самой категории. При этом виды пользования изменяются в соответствии со схемами территориального планирования публичных образований, генеральных планов и градостроительных регламентов.

Окончательное решение об изменении цели назначения земли принимает глава местного органа власти с учетом мнения граждан, выраженного при проведении публичных слушаний.

Абсолютно все земельные участки должны быть отнесены к той или иной категории (ЗК РФ и ФЗ «О переводе земель» № 172 от 21.12.2004).

Несколько видов целевого назначения на одном земельном участке

Разделение участков производят следующие органы (ст.7—8 Земельного Кодекса РФ):

  • земли федерального значения – правительство РФ;
  • земли, которые входят в состав субъектов РФ – органы исполнительной власти;
  • все остальные категории целевого использования земель – органы местного самоуправления.

Если участок не имеет принадлежности по целевому назначению, то оно устанавливается в соответствии со статьей 14 ФЗ № 172.

Ели данные о назначении участка отсутствуют в реестре ГКН, то категория присваивается по заявлению владельца ЗУ в органы местного самоуправления на основании документов о праве на собственность.

Когда собственник сталкивается с процедурой оформления собственности на ЗУ, он обязательно встретит графу «разрешенное использование» Это может быть земли под ИЖС, садоводство, земли ДНП, ДНТ И СНТ, коммерческое использование и т.д.

Разрешение на использование земли

предоставляется исходя из генерального плана земель населенного пункта, регулируется Земельным, градостроительным кодексом и другими нормативными актами.

Каждая категория земель имеет свои подвиды разрешенного использования. Сделано это для того, чтобы угодья использовались непосредственно по назначению. Перечень достаточно обширен. Рассмотрим основные часто встречающиеся виды ЗУ в зависимости от их функционального использования.

  • ведение личного подсобного хозяйства (ЛПХ);
  • индивидуальное строительство;
  • дачное строительство (ДНП);
  • земли с/х. назначения;
  • ДНТ;
  • земли под коммерческое использование;
  • земли, предназначенные для строительства многоквартирных зданий.
  1. ВЛПХ.
  2. Садоводство.
  3. Дачное некоммерческое партнерство. (Группа лиц оформляет юридическое лицо, которое ведет садоводство. ДНП становится владельцем собственности. Нет ограничений на размеры домов и участков.
  4. ИЖС.

Более подробно ознакомиться с видами разрешенного использования земель с/х назначения читайте в этой статье.

Категорию земель и разрешенное использование следует учитывать при покупке участка в собственность для своих нужд.

Если

изменить целевое назначение

внутри категории земельного участка возможно, то поменять категорию земли – очень длительный и трудный процесс. Зачастую изменить категорию практически невозможно.

Порядок изменения категорий земель и видов допустимого использования

Конкретные виды допустимого пользования, разрешенные для данного участка, выбираются правообладателем самостоятельно, без необходимости проведения процедур согласования или разрешения с органами власти.

Для определения списка доступных видов использования участков в нашей стране используется Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, который был утвержден Приказом МЭР РФ от 01 сентября 2014 года № 540 (в редакции по состоянию на 30 сентября 2015 года).

Требования к целевому назначению

Выше указанные требования определяются Земельным кодексом РФ исходя из следующих критериев:

  • вид категории земли, на которой расположен ЗУ;
  • статус землепользователя;
  • цели использования земельного участка;
  • имущественное право на ЗУ.

Требования к разрешенному использованию ЗУ определяются исходя из:

  • категории земель;
  • статуса землевладельца (землепользователя);
  • целей использования;
  • принадлежности ЗУ к территориальной зоне.

Другими словами, если собственник приобрел, например, участок под коммерческую застройку, имеющий вид разрешенного использования «ведение садоводства», то для возведения на участке магазина, ему необходимо подать заявление на переоформление разрешения применения ЗУ в органы местного самоуправления.

Как узнать назначение надела?

Существует публичная кадастровая карта, в которой содержится сведения обо всех ЗУ, находящихся в государственном кадастре недвижимости. По карте можно получить всю интересующую информацию по ЗУ. Она находится на сайте Росреестра. Однако, данная информация носит справочный характер и не подходит в качестве документального подтверждения.

Предлагаем ознакомиться  Справка о погребении для чего выдается

Если необходима официальная

выписка из похозяйственной книги на ЗУ

, то следует подать запрос в отделение Росреестра. Сделать это можно через интернет на веб-ресурсе Росреестра либо при личном обращении в отделение МФЦ.

Для получения информации через онлайн сервис нужно выполнить следующие действия:

  1. Нужно на страницу «Государственные услуги».
  2. Перейти в раздел «Получение сведений из Единого гос. реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРН)».
  3. Сделать запрос на получение сведений.
  4. В окне ввести адрес и номер участка.
  5. Заполнить данные паспорта, и отправить заявление.
  6. На почту придет квитанция об оплате пошлины за услуги.
  7. После оплаты вы получите информацию в течение пяти суток.

При посещении МФЦ, либо местного отделения Росреестра, запрос нужно оставить в письменной форме. При себе нужно иметь паспорт, а также знать адрес и номер интересующего вас ЗУ.

Особенности смены статуса УЗ

С целью обеспечения разумного использования УЗ их подразделяют на разные категории. К таковым относятся земли:

  • Населённых пунктов. Предназначены для постройки зданий, ведения подсобного хозяйства.
  • Сельскохозяйственные. Располагаются за городской чертой и используются для производства сельхозпродукции.
  • Промышленные. Находятся за пределами населённых пунктов. Предназначены для деятельности энергетических, транспортных, военных и других объектов.
  • Лесного фонда.
  • Водного фонда.
  • Запаса.
  • Рекреационные.
  • Особо охраняемые.

Требования к целевому назначению земель регламентированы Земельным кодексом Российской Федерации, основываясь на следующих критериях:

  • Категория земли, на которой расположен надел.
  • Статус владельца земли.
  • Права на УЗ.
  • Цель использования территории.

Например, человек купил участок под строительство дома, а земля предназначена для ведения с/х. Для реализации поставленной цели УЗ необходимо переоформить в другую категорию.

Целевое назначение надела изменить можно. Для этого законодательство предусматривает различные варианты:

  • Изменение разрешения. При этом категория остаётся прежней.
  • Смена категории.

Смена статуса УЗ обуславливается объективной социальной или экономической целесообразностью. Например, возведение промышленного объекта или здания, корректировка площади, строительство дороги.

Перевод надела в другую категорию находится в компетенции органов местного самоуправления, исполнительных органов РФ. Российское законодательство закрепляет, какие категории можно переводить:

  • Земли, находящиеся в собственности частных лиц.
  • Сельскохозяйственные угодья, ведением которых занимаются местные органы самоуправления.
  • Территории, состоящие в собственности Правительства РФ, субъектов РФ.

Этапы изменения целевого назначения:

  • Подача заявления в уполномоченный орган.
  • Рассмотрение запроса специальной комиссией.
  • Проведение слушания через 5 дней после подачи заявки.
  • Вынесение решения.

Если принято положительное решение, оформляют акт и направляют его заинтересованной стороне. Чтобы изменение целевого предназначения вступило в силу, его необходимо документально зафиксировать в кадастровой палате.

Сроки и стоимость

Для рассмотрения заявки закон отводит срок 2 месяца. Если вопрос находится в компетенции Правительства РФ, ответ придёт в течение 3 месяцев. При отказе пакет документов возвращают заявителю через один месяц.

Заявитель оплачивает государственную пошлину за внесение записи о новом целевом назначении участка в кадастровые документы в сумме 350 рублей. Владелец надела несёт и прочие финансовые расходы, связанные с переводом надела в другую категорию.

Тонкости процедуры перевода земли

Отказ в изменении целевого предназначения компетентные органы обосновывают вескими причинами:

  • Не собран перечень требуемой документации.
  • Отсутствует ряд согласований.
  • Запрос не достаточно аргументирован.
  • Земли разрешается использовать только в определённой цели, поскольку они уникальные.
  • Неверно заполнены бумаги.
  • Вывод экологической экспертизы о несоответствии стандартов.
  • Выявлены расхождения в сведениях относительно ЗУ.
  • Запрет на перевод в другой статус региональным или местным законом.
  • Земля переведена в лесной фонд.

Документ составляют на имя главы администрации района или населённого пункта. С запросом обращаются в личном порядке. Закон допускает возможность направить бумагу ценным или заказным письмом по почте.

В заявлении в верхнем правом углу указывают:

  • Фамилию и инициалы лица, подающего запрос.
  • ФИО без сокращений (предлог «от» не пишется).
  • Адрес проживания.
  • Данные паспорта.
  • Номер телефона.

В содержании документа указывают имеющееся целевое назначение надела и обоснованные причины его изменения. Аргументацию излагают в деловом стиле: не должно быть лишних фраз. Обязательно использовать юридическую терминологию. Можно обратиться к юристу, если есть затруднения.

В конце документа ставят дату и подпись, перечисляют перечень прилагаемых документов.

Таким образом, чтобы изменить целевое предназначение участка, следует обратиться в районную администрацию с ходатайством и перечнем документов. Ответ может быть, как положительным, так и отрицательным. Поэтому необходимо приводить чёткие аргументы и обоснования причин смены статуса земельного надела.