Что представляет собой КБМ?

Бонус-малус по страховкам представляет собой особый показатель качественной безаварийной езды. Он дает скидку в процессе приобретения полиса автогражданской ответственности или его продления. Формирование данного показателя осуществляется по определенным показателям уровня аварийности.

Соответственно, этот параметр может влиять на цену оформления документа. Расценки могут повышаться и понижаться как раз в зависимости от размера премии. Каждому параметру соответствует строго определенный установленный класс человека как водителя.

Узнать размер бонуса-малуса можно в специальной единой базе АИС РСА. Если информационных данных по выбранному водителю не отмечается, в расчете принимается параметр, равный единице. Это базовый показатель коэффициента. Начало расчета осуществляется с января 2003 года. Это время принятия соответствующего закона.

Сотрудники современных страховых фирм, рассчитывая стоимость соглашения, оперируют разными видами установленного коэффициента:

  • Водительский – параметр, определяемый отдельно ко всем водителям. Это люди, допущенные к вождению авто на дату оформления страховки.
  • Коэффициент собственника – данный вид показателя рассчитывается по законному обладателю конкретной машины.
  • Показатель расчетный – используется в процессе расчета итогового размера положенной скидки по оформленному в прошлом периоде соглашению ОСАГО.

Логотип союза автостраховщиков

Используются также понятия особого минимального и максимального коэффициента. Имеется в виду минимальный порог ставки и максимально возможная скидка. От минимума идет стандартное нулевое значение. Далее идет повышение стоимости. Данная система отражается в таблице КБМ.

Таблица КБМ

При расчете бонуса-малуса за основу обязательно берется особая таблица. Здесь КБМ прописан в специальных графах, отражающих класс человека как водителя.

Используя подобную таблицу, можно легко выявить, где максимальный порог, а где присутствует минимальный показатель по ОСАГО. Можно узнать, какого размера должен быть бонус-малус для человека с определенным классом вождения.

При необходимости в таблице можно выявить отсутствие или поступление положенных выплат по страховому соглашению. Это платежи, проведенные виновником или участником аварийной ситуации. Что более важно и удобно для обычного пользователя, в представленной схеме позволяется узнать, какая установлена скидка на полис или каким будет подорожание для человека с определенным КБМ.

Минимальный коэффициент КБМ по договорам обязательного страхования, действующим на 1 апреля 2019 года или прекратившим свое действие в период с 1 апреля 2018 года по 31 марта 2019 года Коэффициент КБМ на период с 1 апреля 2019 года по 31 марта 2020 года в зависимости от количества страхового возмещения, осуществленного страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования
0 страховых возмещений за период КБМ 1 страховое возмещение за период КБМ 2 страховых возмещения за период КБМ 3 страховых возмещения за период КБМ Более 3 страховых возмещений за период КБМ
2,45 2,3 2,45 2,45 2,45 2,45
2,3 1,55 2,45 2,45 2,45 2,45
1,55 1,4 2,45 2,45 2,45 2,45
1,4 1 1,55 2,45 2,45 2,45
1 0,95 1,55 2,45 2,45 2,45
0,95 0,9 1,4 1,55 2,45 2,45
0,9 0,85 1 1,55 2,45 2,45
0,85 0,8 0,95 1,4 2,45 2,45
0,8 0,75 0,95 1,4 2,45 2,45
0,75 0,7 0,9 1,4 2,45 2,45
0,7 0,65 0,9 1,4 1,55 2,45
0,65 0,6 0,85 1 1,55 2,45
0,6 0,55 0,85 1 1,55 2,45
0,55 0,5 0,85 1 1,55 2,45
0,5 0,5 0,8 1 1,55 2,45
Ваш
текущий
КБМ
Кол-во ДТП по вашей вине
1 2 3 {amp}gt; 4
2,45 2,3 2,45 2,45 2,45 2,45
2,3 1,55 2,45 2,45 2,45 2,45
1,55 1,4 2,45 2,45 2,45 2,45
1,4 1 1,55 2,45 2,45 2,45
1 0,95 1,55 2,45 2,45 2,45
0,95 0,9 1,4 1,55 2,45 2,45
0,9 0,85 1 1,55 2,45 2,45
0,85 0,8 0,95 1,4 2,45 2,45
0,8 0,75 0,95 1,4 2,45 2,45
0,75 0,7 0,9 1,4 2,45 2,45
0,7 0,65 0,9 1,4 1,55 2,45
0,65 0,6 0,85 1 1,55 2,45
0,6 0,55 0,85 1 1,55 2,45
0,55 0,5 0,85 1 1,55 2,45
0,5 0,5 0,8 1 1,55 2,45

Как пользоваться таблицей

  • в крайнем левом столбце выберите ваш текущий КБМ;
  • в верхней строке выберите количество ДТП по вашей вине;
  • смотрите ваш КБМ на следующий год в ячейке на пересечении строки текущего КБМ и столбца количество ДТП.

Максимальный понижающий КБМ равен 0,5 (13 класс), это 50% стоимости полиса или 10 лет безаварийной езды.

Чтобы быть точными, отметим, что на КБМ влияет не количество ДТП, совершённых по вине водителя или собственника транспортного средства в период действия полиса ОСАГО, а количество страховых выплат, которые страховая компания произвела или согласовала по этим ДТП.

Основные классы КБМ

Официальный класс водителя-страхователя – это особый показатель, присвоенный человеку за каждый год эксплуатации авто без зафиксированного ДТП. Закон, касающийся автомобильного страхования, принят в 2003 году. Если человек с этого периода по настоящее время не создавал ДТП и постоянно оформлял страховой договор, ему будет положена серьезная скидка по очередной страховке.

Например, если за период вождения, равный 12 лет, водитель не стал виновником аварии, ему автоматически будет присвоен особый преимущественный класс 12. Коэффициент составит 0,55. Это прямо пропорционально получению 45% скидке, которая будет действовать при приобретении ОСАГО.

Для чего нужен КБМ?

Коэффициент бонус-малус необходим для того, чтобы правильно рассчитать стоимость страхового полиса ОСАГО. По умолчанию водитель, покупающий страховку ОСАГО впервые, получает КБМ равный 1.

В дальнейшем коэффициент рассчитывается по таблице, приведенной выше:

  • Если водитель в течение года не стал виновником дорожно-транспортных происшествий, то его коэффициент КБМ уменьшается на 0,05.
  • Если по вине водителя произошли одно или несколько ДТП, по которым страховая компания произвела выплаты другим участникам происшествия, то КБМ водителя увеличивается. Вместе с ним возрастает и стоимость ОСАГО на следующий год.

Итоговая стоимость ОСАГО зависит не только от КБМ и узнать ее Вы можете с помощью калькулятора ОСАГО.

Как рассчитать ОСАГО?

Собственно все просто, заходим на сайт РСА и видим надпись «Калькулятор ОСАГО». Переходим и видим много не сложных полей. Таких как:

  • Владелец ТС
  • Тип ТС
  • Мощность двигателя
  • Срок договора
  • Период использования
  • Класс водителя
  • Несколько пунктов о регионе и городе
  • Далее информация о водителях, если два или три то вбиваем всех

Собственно внизу выходит сумма, которую вам нужно заплатить. НО ЗАПОМНИТЕ ЭТО РЕКОМЕНДУЕМАЯ БАЗОВАЯ СУММА, ТО ЕСТЬ СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ МОЖЕТ СВЕРХУ ДОКРУТИТЬ СВОИ ПРОЦЕНТЫ!

Узнать КБМ любого водителя можно с помощью таблицы, приведенной выше:

  1. Начните расчет со строки, содержащей КБМ 1 (выделена красным).
  2. Каждый безаварийный год спускайтесь на одну строку ниже.
  3. Каждый аварийный год переходите на строку, соответствующую количеству страховых возмещений.
  4. Если водитель не был вписан ни в один полис ОСАГО после 1 апреля 2017 года, то его КБМ становится равен 1.
  5. При использовании открытого полиса ОСАГО (с неограниченным числом водителей), КБМ меняется только для владельца автомобиля. Все остальные водители считаются не вписанными в ОСАГО.

Примечание. Правила расчета КБМ будут обновлены с 1 апреля 2020 года. Данный вопрос подробно рассмотрен в отдельной статье.

Обратите внимание, таблица позволяет получить теоретическое значение КБМ.

На практике значение КБМ зачастую может быть выше, чем при теоретическом расчете. Дело в том, что хитрые страховщики могут намеренно не вносить КБМ в базу данных РСА, чтобы получить больше денег за тот же самый страховой полис. При этом водители, плохо разбирающиеся в теме и предварительно не рассчитавшие стоимость ОСАГО, легко попадаются на удочку менеджера.

Отмечу, что при покупке ОСАГО мне неправильно рассчитывали стоимость страхового полиса в каждом втором случае. Если рассматривать каждый из случаев по отдельности, то кажется, что менеджер всего лишь допустил случайную ошибку. Однако на практике подобный обман, судя по всему, носит систематический характер.

От чего зависит класс вождения легковой машины

Абсолютно все владельцы транспортных средств имеют определенный класс. Это своего рода баллы, которые начисляются добросовестному водителю за стаж и безаварийное управление машиной. Для системы ОСАГО были разработаны такие КБМ: 0, М, 1, 2, …, 13.

При стандартном оформлении полиса, если нет истории предыдущих страхований, водителю автоматически ставится третий класс. С каждым годом водительского стажа КБМ постепенно повышается. Важным условием для роста класса является отсутствие страховых выплат и возмещения какого либо ущерба.

Если обращения имеются, то курс КБМ идет на понижение. Разные классы бонус-манус имеют разные КБМ, которые предусматривает сокращение ежегодных взносов на 5%.

До 2019 года класс бонус-манус был закреплен за транспортным средством и при продаже машины автолюбитель терял все свои бонусы. Однако, система поменялась и поощрительные скидки на полис стали присваиваться водителям за стаж без ДТП. Поэтому, появился вопрос как посчитать самому.

Как узнать информацию с таблицы, инструкция:

  1. При оформлении первого полиса в ОСАГО водителю присваивают 3 класс.
  2. Затем определяется сколько было аварийных ситуаций за последний год стажа по вине водителя. Если никаких происшествий не было, то автомобилист получает повышенный класс на следующий страховой год. Однако, если один инцидент, то класс понижается до 1, если несколько ДТП – М-класс и т.д.
  3. Если не было никаких происшествий, компенсационных выплат за все время стажа, то класс водителя повышается до 4, а его коэффициент будет составлять 0.95.
Предлагаем ознакомиться  Образец коллективного иска в суд

При аккуратном управлении транспортным средством, класс будет повышаться каждый год, а коэффициент бонус-малус будет понижаться. Соответственно, например за 10 лет добросовестного вождения можно получить скидку на полис 50%.

Класс на начало годового страхования КБМ Класс по окончанию годового срока страхования с учетом наличия страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования
М 2,45 0 страховых выплат 1 страховая выплата 2 страховые выплаты 3 страховые выплаты 4 страховые выплаты
2,30 1 М М М М
1 1,55 2 М М М М
2 1,40 3 М М М М
3 1 4 1 М М М
4 0,95 5 1 М М М
5 0,90 6 2 1 М М
6 0,85 7 3 1 М М
7 0,80 8 4 2 М М
8 0,75 9 4 2 М М
9 0,70 10 5 2 М М
10 0,65 11 5 2 1 М
11 0,60 12 6 3 1 М
12 0,55 13 6 3 1 М
13 0,50 13 7 3 1 М

Понятие КБМ и все что нужно о нем знать водителям

Проверить личный коэффициент можно на следующих ресурсах:

  • Официальный сайт РСА;
  • На официальном сайте страховой компании через которую вы получали полис;
  • На сторонних интернет-сайтах, обычно такие ресурсы требуют плату за проверку.

Обратите внимание на сведения и количество страховых выплат. Так бывает, что сотрудники страховых компаний допускают ошибки при внесении сведений в базу. Если были обнаружены неточности, а именно некорректный стаж, то направьте запрос об изменении данных в РСА.

Безусловно, терминология иногда не понятна. Однако система бонус-манус простая, а проверка личного коэффициента еще проще.

На параметр оказывает влияние уровень безаварийности. Он исследуется по каждому человеку, фиксируясь из года в год. Установка показателя всегда производится по предыдущей страховке, но исключительно по той, что закончилась год назад и более.

На соглашения, актуальность которых составила менее установленного срока, уровень безаварийности засчитываться не будет. За основу будет взят специальный «дежурный» показатель. Он одинаков для всех водителей и равен единице. Также данный показатель принимается, если не получается установить КБМ.

Кроме безаварийности, на бонус-малус влияет класс опыта вождения. При расчете цены страховки рассматривается собственник и каждый допущенный к управлению машиной водитель. Этот класс официально присваивается строго раз в году, во время действия соглашения.

Проверить КБМ по базе РСА

Несколько лет назад страховщики хранили значения коэффициентов КБМ в собственных архивах, поэтому при переходе в новую страховую компанию водитель должен был взять специальную справку у предшествующего страховщика. В настоящее время все коэффициенты КБМ хранятся в централизованной базе данных российского союза автостраховщиков (РСА).

При этом проверить КБМ на официальном сайте РСА может любой водитель. Для этого перейдите на следующую страницу.

Введите фамилию, имя и отчество водителя, дату его рождения, а также серию и номер водительского удостоверения. Если серия удостоверения содержит буквы, то их следует вводить на английском языке.

Понятие КБМ и все что нужно о нем знать водителям

Введите дату, начиная с которой Вы планируете заключить договор ОСАГО. Можете внести в поле текущую дату. После этого введите проверочный код и нажмите кнопку «Поиск».

Если полученная цифра совпала со значением, рассчитанным теоретически, то все в порядке. Если же проверка скидки КБМ в РСА дала неправильный результат, то придется заняться восстановлением КБМ.

Где прописывается КБМ?

Закон не устанавливает особых правил относительно того, куда необходимо вписывать КБМ. Внесение осуществляется самостоятельно. Желательно опираться при этом на внутренние приказы той или иной компании. Это особые распоряжения, которые устанавливают расположение записи в документе.

Как правило, это место рядом с ФИО собственника авто, на имя которого оформлен документ. Если в документ вписано несколько человек, официально допущенных к вождению, рядом с данными о каждом из них также нужно прописать КБМ. Показатель нередко вносится в графу с названием «Особые отметки». Согласно мнению специалистов современной правовой сферы, это более правильный вариант.

Как восстановить КБМ в базе РСА

1. В первую очередь нужно выяснить, в какой момент допущена ошибка в коэффициенте КБМ. Для этого возьмите все имеющиеся у Вас страховые полисы или их копии и начинайте искать.

Например, в приведенном выше полисе коэффициент КБМ равен 0,65.

К сожалению, до 2018 года коэффициент не указывался в полисе. Поэтому Вам придется вручную пересчитать стоимость каждого полиса, выданного ранее 1 января 2018 года.

Обратите внимание, страховые коэффициенты время от времени меняются. Поэтому при расчете стоимости полиса за предшествующие годы следует использовать версию Указания Банка России «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств», либо страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, действующую на момент заключения каждого из договоров.

Начинайте с последнего года.

Я рекомендую ежегодно сверять стоимость страхового полиса с результатами калькулятора. Если Вы хотя бы раз в год проводите проверки, то ошибка будет найдена в самом последнем полисе, т.е. в действующем.

Если же Вы ранее не проверяли стоимость ОСАГО, то ошибка может быть в любом из полисов. В том числе ошибок может быть несколько.

2. Для восстановления КБМ нужно обратиться в страховую компанию, которая допустила ошибку при расчете.

Например, если Ваш действующий полис куплен в Росгосстрахе, и в базу данных РСА внесен неправильный коэффициент, то обращаться нужно именно в Росгосстрах. Если ошибка подтвердится, они внесут изменения в базу. На практике это занимает 2-3 дня.

Сложнее дело обстоит, если ошибка допущена не в последнем полисе. В этом случае придется обратиться в ту компанию, где был заключен полис с ошибкой.

Например, если неправильно рассчитана стоимость страхового полиса, приобретенного в 2012 году, то нужно обратиться в компанию, где Вы страховались в 2012 году. Только они смогут исправить собственную ошибку.

Примечание. В 2020 году ошибку, допущенную в любом из предыдущих договоров, можно исправить в Вашей текущей страховой компании. Ранее подобный вариант был не доступен.

3.РСА (российский союз автостраховщиков) заявляет, что он не может вносить изменения в базу данных. Поэтому обращаться к ним на практике не имеет смысла.

К сожалению, иногда водитель может столкнуться со следующей неприятной ситуацией. Страховая компания, которая допустила ошибку несколько лет назад, в 2020 году может просто-напросто не существовать. Связано это с тем, что время от времени страховщики разоряются или ликвидируются по другим причинам.

В этом случае восстановить коэффициент бонус-малус в базе можно только через текущего страховщика.

В любом случае рекомендую регулярно проверять правильность коэффициента КБМ по базе РСА. Тем более что сделать это довольно просто.

Правила использования коэффициента

Понятие КБМ и все что нужно о нем знать водителям

При задействовании КБМ нужно обратить внимание на некоторые особенности. Они распространяются на самые разные виды современных полисов ОСАГО — неограниченные и ограниченные. К первому варианту страхования относятся обычные условия договорного соглашения без ограничения лиц, которым разрешено вождение. Соответственно, ограниченный полис автострахования предусматривает условия с некоторыми ограничениями по допущенным к авто лицам.

Среди особенностей использования и оформления ограниченной формы страховки можно отметить:

  1. КБМ будет вычисляться исключительно на сведениях, прямо касающихся каждого водителя.
  2. В общую стоимость соглашения войдет расчетный вид КБМ, выявленный по нарушениям одного из водителей.
  3. Скидка будет предоставлена не самому авто, но водителю. Если владелец у машины меняется или сам человек покупает иное авто, параметр будет сохранен.
  4. Повышение КБМ будет применимо для лиц, оказавшихся виновниками ДТП.
  5. Если по соглашению ранее не было проведено положенных страховых платежей, если не было зафиксировано аварий на счету определенного человека, на следующий период страховщик обязательно применит существенно понижающий стоимость полиса бонус-малус.

Если сотрудник страховой фирмы предлагает условия с неограниченным количеством допущенных к управлению водителей, правила применения будут такими:

  • Особый класс присваивается исключительно владельцу средства передвижения. Уточнение КБМ будет производиться, если утратившая силу страховка была оформлена на таких же условиях.
  • Представленная для оформления документа информация по собственнику и по машине должны полностью совпадать с прошлым полисом.
  • При изменении информации, касающейся авто или его собственника, в процессе расчетных операций будет задействован КБМ, равный единице.

Одновременно с перечисленными особенностями необходимо обратить внимание на установленные правила, которые актуальны для любого вида страховки:

  1. При расторжении соглашения ранее установленного срока, проведенного исключительно по требованию страхователя, скидка действовать не будет.
  2. Все без исключения страховки такого плана оформляются ровно на 12 полный месяцев. Меньшие временные отрезки не будут учитываться в процессе расчета КБМ.
  3. При досрочном аннулировании договора будет использоваться коэффициент, равный тому показателю, что использовался в прошлом, прерванном досрочно соглашении.

Общее количество платежей, проведенных потерпевшими в ДТП, не будет рассчитываться отдельно для выявления коэффициента виновника. Каждый случай по страховке – это единовременная полная выплата. На ее основании производится расчет последующего показателя. Количество водителей, которым заплатил страховщик, не имеет значения.

Для того, чтобы понимать, какую цель преследует внедрение КБМ в сфере обязательного автострахования, необходимо разобрать это понятие подробнее.
Так, имеет значение знакомство с имеющимися классами, характером начисления показателя, а также применение скидки в разных типах полисов.
Кроме того, водитель должен понимать, как он может проверить текущий класс и что делать, если тот КБМ, который должен быть исходя из истории страхования — обнулился.

То есть, в таком случае стоимость страховки не увеличивается и не уменьшается. Но если водитель не попадает в аварии, в которых его признают виновным, то класс увеличивается с каждым годом.
Таким образом, КБМ еще называют

, поскольку наличие класса выше 3-го дает возможность оплачивать стоимость страховки только частично. Но бывают и ситуации, когда показатель обнуляется.
Это может произойти прежде всего из-за ошибки специалиста, который некорректно внес в базу данных информацию о водителе, но также

Предлагаем ознакомиться  Образец договора аренды автомобиля с водителем

Таблица КБМ

при покупке нового автомобиля, смене водительских прав или смене страховки на неограниченную. Правда в большинстве случаев класс можно восстановить.

Какие бывают классы

Один стандартный, который никак не меняет стоимость, именно с него начинает страховой стаж любой водитель.

Класс может сильно упасть в случае совершения аварий, и в любом случае, каким бы ни был класс, совершение четырех и более аварий за год снизит его до минимального.
Поэтому если идет речь о том, какой самый лучший класс, то естественно это тот, который дает минимальный коэффициент.

Как сохранить КБМ в случае ДТП

КБМ — это один из немногих коэффициентов, который позволяет сэкономить на стоимости ОСАГО.

Поэтому если по вине водителя произошло небольшое ДТП, то вполне очевидно желание водителя не потерять скидку, накопленную за годы безаварийного вождения.

Чтобы Вы лучше могли понять, сколько потеряет водитель из-за страховой выплаты, рассмотрим пример. Иван Иванович 10 лет управляет автомобилем и не был виновником дорожно-транспортных происшествий. Его КБМ равен 0,5. Иван Иванович живет в Москве и управляет автомобилем Renault Logan (75 л.с.).

Стоимость страхового полиса до ДТП: 4530 рублей.
Стоимость ОСАГО после ДТП: 7248 рублей.

Даже при покупке одного полиса ОСАГО разница будет ощутимой (7248 — 4530 = 2718 рублей). Однако это далеко не все. Единственное ДТП оказывает влияние на стоимость страхового полиса в течение ближайших 6 лет. Проведем еще один расчет.

Стоимость ОСАГО на следующие 6 лет, если бы ДТП не произошло:
4530 * 6 = 27 180 рублей.

Стоимость ОСАГО на следующие 6 лет с учетом ДТП:
7248  6795  6342  5889  5436  4983 = 36 693 рублей.

Т.е. в случае ДТП Ивану Ивановичу придется потратить на ОСАГО на 9513 рублей больше. Обратите внимание, в примере использован автомобиль с относительно небольшой мощностью двигателя 75 л.с. Если автомобиль имеет двигатель большей мощности, то стоимость ОСАГО может возрасти более значительно.

Итак, каким образом можно сохранить КБМ в случае ДТП? Все достаточно просто. В настоящее время водители могут вполне официально разобраться на месте.

Например, если Вы поцарапали зеркало другому автомобилю, то предложите водителю 1000 — 2000 рублей на ремонт. Если он согласится, Вы сможете сэкономить на стоимости страхового полиса ОСАГО. Кроме того, не придется оформлять документы для страховой, а также предоставлять машину для осмотра повреждений.

Понятие КБМ и все что нужно о нем знать водителям

Естественно, подобная экономия имеет смысл лишь в том случае, если повреждения незначительны. Если автомобили сильно повреждены, то заплатить за ОСАГО в будущем будет дешевле.

В завершение данной статьи хочу еще раз подчеркнуть, что страховые компании очень часто допускают ошибки при внесении КБМ в базу РСА. Поэтому проверьте Ваш КБМ, а в случае необходимости обратитесь в страховую для исправления ошибки.

Удачи на дорогах!

Как проверить размер КБМ?

Провести проверку принятой премии можно на любом официальном портале компании-страховщика. В процессе проверки потребуются такие данные, как ФИО, дата рождения, а также официальный номер и серия выданного водительского удостоверения. После введения данных сведений система за секунды выдаст искомую информацию.

Одновременно с показателем коэффициента пользователь может получить такие дополнительные сведения и возможности, как:

  • Можно узнать бонус посредством идентификатора производимого запроса.
  • Есть возможность получить сведения не только по физическим, но также по юридическим лицам.
  • Провести проверку страховки разрешается без ограничения общей численности водителей, ранее официально внесенных в документ.
  • По каждому человеку можно узнать не только бонус-малус, но сведения с полиса, а также коэффициент ранее проведенного страхования и понесенные убытки.

Есть несколько ситуаций, когда премию применять не разрешается или можно использовать стандартный базовый показатель — единицу. Это касается транзитного страхования, при котором водителю потребуется проехать к месту проведения техосмотра или обязательной регистрации авто. Также правило действует при оформлении страхового соглашения на машины, зарегистрированные в ином государстве.

Электронное ОСАГО

«Ладно» — подумал я, сейчас же начали применять электронный полис ОСАГО. Я человек прогрессивный с интернетом на «ТЫ», думаю легко и просто застраховаться. Но не тут-то было, практически все компании, только пролонгируют ОСАГО через официальные сайты, а вот речь о том чтобы заказать новый, для вновь обратившегося – ТАКОГО НЕТ! Просто жесть какая-то. Обидно до глубины души.

Поэтому у меня возник такой вопрос – вот правительство повысило цены в два с лишним раза на ОСАГО, а реально стало еще хуже. Раньше в 2008 – 2009 годах, застраховаться проблем не было! Пришел и уже через полчаса у тебя полис на руках! Сейчас что изменилось ТО? Ответьте мне пожалуйста, и почему нет в законе никакой статьи которая обрисовывала бы строки оформления полиса, например не более 30 минут или в обязательном порядке через интернет.

Ладно, думаю с 1 января 2017 года, РЕАЛЬНО НАСТУПЯТ ПРОДАЖИ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ! То есть как вижу это я – зашел на сайт, заполнил форму на сайте, рассчитался с карты или электронных денег и распечатал полис у себя дома! Если остановит инспектор ГИБДД, то проверка в базе «РСА» (Российский Союз Автостраховщиков) и если нет подделки, поедете дальше. ДУМАЮ, ЛЮДИ ПРОСТО СКАЖУТ СПАСИБО И УЙДУТ ЭТИ НЕ ОБОСНОВАННЫЕ ОГРОМНЫЕ ОЧЕРЕДИ!

А пока нет НОРМАЛЬНЫХ калькуляторов на сайтах компаний, давайте будем пользоваться калькулятором на сайте РСА, все же это контролирующая организация.

Основания для снижения КБМ

Расчет общей стоимости страхового документа с применением бонуса-малуса осуществляется по простой и понятной схеме. Параметр умножается на установленный базовый тариф страховки. Соответственно, чем выше показатель, тем большей будет стоимость соглашения. Есть несколько способов, позволяющих существенно уменьшить стоимость страховки:

  1. Несколько лет нужно ездить очень хорошо и профессионально, нельзя попадать в ДТП.
  2. Внесение в документ только тех людей, что обладают серьезным опытом управления авто. Они также не должны быть зарегистрированы в аварийных случаях.
  3. Важно значение общепринятого в регионе территориального коэффициента. Можно оформить авто на приятеля или родственника, зарегистрированного и проживающего в регионе с невысокими территориальными коэффициентами.
  4. Получение страхового соглашения на несколько лет сразу. Речь идет о специальных долгосрочных и многолетних соглашениях ОСАГО. Они действуют в среднем 3-5 лет. К таким документам КБМ не применяется, они покупаются по стандартной стоимости.

Действие КБМ после окончания страховки

После полного окончания установленного срока страхового соглашения КБМ будет актуально ровно год. Затем параметр полностью обнуляется, и восстановить его получится только посредством обращения к сотрудникам РСА. Если собственник авто не нуждается в восстановлении КБМ, при оформлении очередного документа будет принят параметр, равный единице.

КБМ

Если требуется восстановить свой КБМ, потребуется отправить в объединение РСА специальный запрос. К заявлению нужно приложить копии удостоверений каждого водителя, снятые с двух сторон. Если ранее оформленное соглашение относилось к категории ограниченного по количеству лиц, внесенных в полис, потребуется также предоставить копию паспорта РФ владельца машины.

«Договор 1» не используется для определения начального класса КБМ: срок его действия не закончился на дату начала срока страхования по новому договору.

«Договор 2» может использоваться для определения начального КБМ: его срок действия закончился на дату начала срока страхования по новому договору. «Договор 2» заключен сроком на один год, а срок его действия окончился не ранее чем за один год до начала срока страхования по новому договору.

«Договор 3» может использоваться для определения начального КБМ. Однако, при наличии информации о «Договоре 2», последним закончившимся договором является «Договор 2».

«Договор 4» не используется для определения начального коэффициента КБМ: его срок действия закончился ранее чем за один год до начала срока страхования по новому договору. Указанный договор не может использоваться для определения начального класса даже в том случае, если выплата по нему была произведена позже окончания срока действия договора.

«Договор 5» не используется для определения начального КБМ: его срок действия менее одного года.

«Договор 6» может использоваться для определения начального КБМ. Однако, при наличии информации о «Договоре 2» и «Договоре 3», последним закончившимся договором является «Договор 2».

Класс водителя ОСАГО на сайте РСА или КБМ

Собственно рассчитать этот класс водителя не сложно! А если говорить правильно, то это — коэффициент «Бонус-Малус». Почему он так называется да все просто – если вы катаетесь год без аварий, то вам дают «Бонус» — 5% скидки на следующий год, а если попали в аварию (или две —  три) то вас наказывают, увеличивая коэффициент страховки (это понятно «Малус»).

Теперь понеслась полезная информация для тех, кто не понимает, как его рассчитывать, смотрим вот эту табличку КБМ.

В ней всего 15 уровней, начинаются с «M», дальше от «0» до «13» включительно.

Форма проверки КБМ

Собственно, если вы начинающий водитель — только что сдали на права, то для вас будет действовать самый максимальный КБМ, это нулевой уровень, коэффициент для вас будет 2,3! Просто вдумайтесь, то есть если ставка на ваш авто к примеру 4000 рублей, то вам нужно будет заплатить 4000 Х 2,3 = 9200 рублей.

Прокатались мы год, без аварий, вам присваивается «1» класс водителя. И если смотреть в таблицу, то КБМ будет равен — 1,55

Далее еще год без аварий, «2» класс водителя, КБМ – 1,4

Третий год безаварийного стажа – «3» класс водителя, КБМ – 1

Собственно так далее, как видите ничего сложного, но внизу я обязательно предоставлю видео с расчетом, так что смотрите.

Если будете соблюдать правила и кататься 15 лет без аварий, то максимальный класс водителя это «13», возможная скидка 50%! То есть вам КБМ – 0,5. Значит если базовый тариф на ваш авто, к примеру, 4000 рублей, вы заплатите всего 2000 рублей, не плохо правда?

Предлагаем ознакомиться  Взыскание и возмещение судебных расходов

Вот так и рассчитывается класс водителя, который характеризуется КБМ. Но что делать, если вы совершили аварию, причем по вашей вине?

Перерасчёт КБМ

КБМ водителя и собственника ТС рассчитывается один раз в период действия годового полиса. При наличии выплат по вине водителя или собственника КБМ будет увеличен только при заключении нового договора ОСАГО. При этом КБМ, применяемый для расчёта стоимости полиса может изменяться в течение срока действия полиса в случаях:

  • изменения перечня лиц, допущенных к управлению: исключение старого или добавление нового водителя;
  • смены собственника транспортного средства;
  • перехода с неограниченного ОСАГО на ограниченное и наоборот;
  • выявления расхождений между применённым КБМ и КМБ содержащемся в АИС РСА.
  • Пересчёт премии осуществляется за период, оставшийся до конца действия договора.
  • Если коэффициент бонус-малус для нового водителя больше, чем тот, что был применён при заключении договора ОСАГО, стоимость полиса пересчитывается с учётом КБМ нового водителя. Страхователю выдаётся новый бланк страховки после доплаты страховой премии.
  • При исключении водителя из числа лиц, допущенных к управлению, стоимость полиса пересчитывается в том случае, если на момент заключения договора КБМ этого водителя был больше чем у других. Страхователю возвращается часть денег за оставшийся до конца действия полиса период.

Если при оформлении страховки водитель выявляет ошибку начисленного коэффициента, он может со специальным заявлением обратиться в ту страховую фирму, сотрудники которой провели неправильные расчеты. В подобной ситуации заявитель должен просто попросить сотрудника провести корректировку значения КБМ, проведя соответствующие изменения в информационной базе РСА.

Основания для перерасчета должны быть обязательно подтверждены документально. На пустых словах снизить КБМ не получится. Если есть желание оформить полис с максимальной скидкой, равной 50%, потребуется соответствовать самому высокому, 13 классу вождения. Получить его есть возможность после 10 лет безаварийного перемещения на авто.

Перерасчёт КБМ

Тут также все просто, опять смотрим таблицу, здесь есть как повышающие, так и понижающие коэффициенты.

Предположим, что вы являетесь дисциплинированным водителем со стажем в 8 лет, ваш класс водителя «7» (ведь есть еще и нулевой уровень) значит, ваш КБМ равен – 0,8

НУ такое случается, вы попали в одну аварию, причем по вашей вине, то есть страховая компания выплачивала деньги за поврежденный автомобиль, не важно сильно поврежденный или просто «чиркнутый бампер», тогда на следующий год для вас будет действовать повышающий КБМ из таблицы это четвертый столбец (одна выплата) – вам присуждается «4» класс водителя. Если вы совершили две аварии за год, тогда пятый столбец – «2» класс, а вот если три и более аварий – присуждается штрафной КБМ, класс «M».

Результат проверки КБМ

Что такое класс «M» — это штрафной индикатор, обычно так страховщики обозначают проблемных водителей, те кто постоянно бьет свои авто. Как видите у него самый большой коэффициент – 2,45

От себя скажу начинающим водителям (нулевой класс) очень сложно выбраться из этого уровня, то есть пока вы не умеете водить, есть большая вероятность, что вы чиркните какой-либо авто и угодите в штрафной «M» класс. Поэтому осторожность и еще раз осторожность.

Подводя итоги

Стандартный коэффициент качественной безаварийной езды — бонус-малус — вполне может «работать» как на значительное повышение стоимости страховки, так и на ее понижение. Законодательство приняло решение использовать подобный показатель с целью эффективного стимулирования водителей приобретать необходимые соглашения со страховой фирмой по выгодной стоимости.

Подобная возможность будет предоставлена им при полном отсутствии ДТП, где он стал виновником. Разобраться в системе действия и расчета показателя несложно, достаточно просто изучить установленные правила, нормативы начисления, а также условия использования параметра в определенных случаях.

Переход в другую компанию и КМБ

Многие переживают при переходе из одной компании в другую за свою скидку, правильнее нужно сказать за свой класс или показатель КМБ. Однако беспокоиться здесь не о чем. При переходе ваша бывшая компания должна вам предоставить ваш показатель КМБ. Если они уперлись и говорят что это якобы секретная информация, то ее можно узнать у представителей РСА (Российского Союза Автостраховщиков), ведь там сейчас должна храниться вся ваша страховая история.

Поэтому страхование при переходе в другую компанию должен начаться именно с показателя на конец предыдущего года. Допустим, вы ушли с «5» классом, значит должны и начать именно с него.

Кстати, сейчас на многих страховых полисах указывают ваш КБМ на конец периода, это также информация для нового страховщика.

Также все можно рассчитать и самому (таблицы сверху я вам дал), просто банально сложите стаж от самого первого года до последнего, учтите все аварии и безаварийное вождение и вы сможете получить именно ваш коэффициент.

Таблица коэффициентов в полисе

Правда только ваших слов для страховой будет не достаточно, нужно бумажное подтверждение, тут либо бывшая компания, либо старый полис ОСАГО (с отметками), либо информация от РСА.

Сейчас небольшое поясняющее видео, смотрим.

Источник

Общие сведения

В случае отсутствия у страхо́вщика технической возможности получения сведений о КМБ из АИС РСА, страховая компания должна использовать сведения, указанные страхователем в Заявлении на заключение договора ОСАГО.

При определении КБМ на основании сведений, указанных в Заявлении ОСАГО страховщик обязан проверить эти данные. В случае несоответствия данных о КБМ, указанных Заявлении, сведениям, содержащимся в АИС РСА, страховщик:

  • Направляет страхователю уведомление о несоответствии, указанных им данных с требованием о доплате.
  • Вносит в АИС РСА сведения о страхователе, представившим заведомо ложные сведения. На следующих год к страхователю будет применён повышающий коэффициент — Коэффициент нарушений. Полис может подорожать в полтора раза.

Класс бонус-малус присваивается автоматически каждому водителю, который пользуется страхованием автомобиля по программе

С каждым годом, на протяжении которого водитель не признавался виновным в аварии, класс повышается, а коэффициент, соответственно понижается. Это дает возможность получить более выгодный страховой полис и не переплачивать за него.

КБМ - коэффициент бонус-малус

Изменять информацию о водителе может только страховой специалист, который непосредственно имеет доступ к базе данных

.
А если у человека класс меньше, чем должен быть на самом деле, то можно его восстановить, правда для этого следует хранить старые полисы, в которых указан имеющийся на то время коэффициент.

Основные понятия

Для более точного понимания, что такое КБМ и как он применяется в автомобильном страховании, необходимо разобраться в понятиях, действующих в сфере, это сильно поможет во взаимоотношениях со страховщиками и формировании договоров.

Термин Значение
КБМ (класс бонус-малус) Понятие в страховой сфере, которое предполагает присвоение одного из классов водителю, исходя из истории его аварийности и опыта страхования. К КБМ напрямую привязан коэффициент, который позволяет влиять на окончательную стоимость ОСАГО
Страхование Отношения, которые возникают между страхователями и страховщиками, позволяющие защищать имущество как юридических, так и физических лиц. Эта защита предоставляется в виде материальных выплат, которые осуществляются при наступлении страховой ситуации. Выполнение обязательств страховой компании производится за счет средств страхового фонда, который формируется за счет всех клиентов компании
Скидка Сумма или величина, на которую снижают цену товара от изначального показателя. Предполагается, что использование скидки создает наиболее привлекательную стоимость для потребителя, а значит — повышает продажи конкретного продукта и сопутствующих товаров

Зачем он нужен

Таким образом, взимая с этих водителей большую плату за страховку, компании формируют больший фонд, что позволяет выплачивать компенсации всем нуждающимся в этом лицам.
Но не стоит преуменьшать и другую функцию КБМ — дисциплинирование водителей. Ведь если они не будут ездить быстро и нарушать правила, провоцируя аварии, то цена полиса для них будет ощутимо ниже.

Законы, которые действуют в Российской Федерации, в полной мере раскрывают суть сферы страховых услуг и отдельных продуктов.

Именно в нем оговаривается то, как именно работают страховые компании, каким образом заключаются договора, а в случае наступления страховой ситуации — регулируют размер компенсации и порядок ее выплаты.
Закон регламентирует и ситуации, в которых возмещение ущерба ложится на плечи самого водителя, это следует разобрать всем застрахованным лицам.
Все, что касается коэффициента по КБМ, а также тарифов страховых компаний, уложено в

“О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств”.

Часто задаваемые вопросы

Понятие КБМ и все что нужно о нем знать водителям

Для того, чтобы КБМ был понятен водителю, он должен разобраться в некоторых нюансах. Так, очень важно понимать, что делать, если показатель КБМ не соответствует тому, что должно быть в реальности.
Еще будет неплохо разобраться, каким образом повышается показатель в РГС и что влияет на его уровень. И естественно, что водители могут задавать вопросы, связанные с тем, какой именно класс является минимальным.