Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «Техречсервис» (ООО «Техречсервис»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 032 «Внутренний водный транспорт»

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 августа 2017 г. N 915-ст

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 августа 2017 г. N 914-ст

Пирсы и причалы для маломерных судов

Осуществляя строительство пирсов или причалов, наша компания выполняет полный спектр работ: от проектирования до благоустройства прибрежной зоны, на которой сооружаются объекты.

Мы сооружаем причалы на внутренних водоемах (реки, озера, каналы, водохранилища). Наша цель — объект, удовлетворяющий всем требованиям заказчика.

Эстетичный внешний вид, качественная работа и отделка; удобство, долговечность и экономичность конструкции — составляющие данной цели.

Введение

Настоящий стандарт является элементом системы стандартизации объектов отдыха. Объекты отдыха в соответствии с ГОСТ Р 57617-2017 включают маломерный флот и его инфраструктуру. Данный стандарт определяет общие положения совокупности объектов, образующих инфраструктуру маломерного флота.

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к проектируемым, поступающим в эксплуатацию и действующим яхтенным портам, а также дополнительные требования безопасности к их технологическому оборудованию, учитывающие специфические условия их эксплуатации.В настоящем стандарте перечислены основные виды опасностей, связанных с материальными объектами яхтенных портов.

Проектирование

Причалы для маломерных судов

Проектирование пирса или причала включает разработку полного пакета технической документации. Этот процесс подразумевает выполнение следующего комплекса работ:

  • геодезические и геологоразведочные изыскания,
  • технические и экономические расчёты,
  • схемы,
  • графики,
  • макеты,
  • составление спецификаций, смет, калькуляций и описания.

Проведя все необходимые исследования и утвердив проект, мы переходим к строительству объекта.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к яхтенным портам.

Настоящий стандарт устанавливает характеристики объектов технологического комплекса, обеспечивающего этапы жизненного цикла малых судов, а также правила и общие принципы в отношении объектов стандартизации.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:ГОСТ 12.2.003-91 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасностиГОСТ Р 55561-2013 Внутренний водный транспорт. Портовые гидротехнические сооружения. Требования безопасностиГОСТ Р 57617-2017 Объекты отдыха, развлечения, культуры и спорта на открытой водной поверхности и их инфраструктура.

Термины и определенияГОСТ Р 57618.4-2017 Инфраструктура маломерного флота. Ремонтные базы и сервисы. Общие требованияПримечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия).

Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:ГОСТ 12.1.004 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требованияГОСТ 12.1.044 Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определенияГОСТ 12.3.

003 Система стандартов безопасности труда. Работы электросварочные. Требования безопасностиГОСТ 17.1.3.13 Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных вод от загрязненияГОСТ 26600 Знаки навигационные внутренних судоходных путей. Общие технические условияГОСТ 26775 Габариты подмостовые судоходных пролетов мостов на внутренних водных путях.

Нормы и технические требованияГОСТ Р 12.4.026 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытанийГОСТ Р 50597 Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движенияГОСТ Р 55561-2013 Внутренний водный транспорт.

Портовые гидротехнические сооружения. Требования безопасностиГОСТ Р 56242 Внутренний водный транспорт. Маяки створные лазерные в акваториях портов, на подходах к ним и участках водных путей со стесненными условиями плавания. Общие требованияГОСТ Р 1.2.032-1.001.16* Инфраструктура маломерного флота.

ГОСТ Р 1.2.032-1.003.16* Инфраструктура маломерного флота. Ремонтные базы и сервисы. Общие требования________________* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ Р 57618.4-2017, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных. ГОСТ Р 1.2.032-1.004.16* Инфраструктура маломерного флота.

Яхтенные порты Эксплуатация. Требования безопасности________________* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ Р 57618.3-2017, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных. ГОСТ Р 1.2.032-1.005.16* Объекты отдыха, развлечения, культуры и спорта на открытой водной поверхности и их инфраструктура.

Термины и определения________________* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ Р 57617-2017, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.СП 2.13130 Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защитыСП 3.13130 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

Требования пожарной безопасностиСП 5.13130 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектированияСП 31-102 Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей.СП 42.13330 Градостроительство.

Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*СП 43.13330.2012 Сооружения промышленных предприятий. Актуализированная редакция СНиП 2.09.03-85Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год.

Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия).

Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датируемая ссылка, внесено изменение, затрагивающее положения, на которые дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

Экономичность и долговечность

Задача компании — предложить оптимальное экономичное решение для каждого заказчика. Мы используем современные материалы и технологии, которые призваны щадить ресурсы и бюджет заказчика.

Проектирование и соответствующие расчеты призваны сбалансировать расходы и обеспечить долговечность и надежность сооружения.

Говоря об экономической стороне строительства причалов, отметим, что компания «Балтийские Берега» представляет на российском рынке продукцию нескольких ведущих производителей материалов и оборудования для производства работ (шпунтовые сваи, террасная доска, композитные настилы, вибропогружатели и пр).

Являясь прямыми поставщиками, мы можем предлагать выгодные условия заказчикам.

3 Термины и определения

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

1 территория базы малых судов: Выделенная территория для размещения зданий, сооружений и инфраструктуры базы.

2 специализированная организация: Организация, специализирующаяся на выполнении определенных работ, имеющая для этого необходимое оборудование, оснастку, квалифицированный персонал.

3 водоохранная зона: Территория и акватория, на которых устанавливается особый санитарно-эпидемиологический режим для обеспечения качества воды и охраны водопроводных сооружений.Примечание — В водоохранной зоне выделяют полосу строгого режима (запрещено проживание населения и любая деятельность, не связанная с нуждами водозабора) и полосу ограничения (ограничение хозяйственной деятельности, способной привести к загрязнению поверхностных и подземных вод зон водозабора).

4 акватория объекта технологического комплекса базы малых судов: Часть акватории базы, обеспечивающая безопасную эксплуатацию объекта технологического комплекса базы малых судов.

5 швартовное устройство: Устройство, предназначенное для швартовки и удержания судна.

6 швартовная тумба: Швартовное устройство в форме невысокого столба грибовидной или крюковидной формы.

7 кнехт: Швартовное устройство в виде парной швартовной тумбы.

8 причальный рым: Швартовное устройство в виде металлического кольца, закрепленного на причале, служащего для крепления канатов швартующихся судов.

9 отбойное устройство: Устройство, предназначенное для предохранения от повреждения причального сооружения и корпуса судна при подходе его к причалу или во время его стоянки при волнении.

10 служебный причал: Причал, предназначенный для швартовки и стоянки служебно-вспомогательных судов.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

11 набережная: Причальное сооружение, примыкающее к берегу и расположенное вдоль уреза воды.12

пирс: Причальное сооружение, выступающее от берега в акваторию порта и допускающее швартовку судов не менее чем с двух сторон.

[ГОСТ Р 54523-2011, пункт 3.3.9]

набережная-эстакада: Причальное сооружение, возводимое на откосе берега так, что боковое давление на конструкцию практически исключается.

[ГОСТ Р 54523-2011, пункт 3.3.8]

14 объект технологического комплекса базы малых судов: Комплексы причальных сооружений, комплексы по обслуживанию экипажей судов, комплексы по оказанию дополнительных услуг экипажам судов и их гостям, комплексы по ремонту малых судов и сервисные комплексы малых судов.

15 объекты инфраструктуры технологического комплекса: Оградительные и берегоукрепительные гидротехнические сооружения базы, автомобильные дороги на территории базы, а также не относящиеся к объектам технологического комплекса базы служебно-вспомогательные здания, сооружения и устройства, инженерные сети, средства связи, охранные средства.

16 сервисный комплекс малых судов: Причальные устройства и сооружения, машины, оборудование, устройства и инженерные системы, склады, здания, необходимые для обслуживания судов.Примечание — Сервисный комплекс используется одним эксплуатантом.

17 эксплуатационное обслуживание судов: Рейдово-маневровые работы, обслуживание судов без команд, зачистка трюмов, откачка воды.

18 навигационное обслуживание судов: Лоцманское обслуживание, предоставление путевой информации, ремонт электрорадионавигационных приборов, устранение девиации и ремонт компасов, техническое обслуживание и настройка радиооборудования связи и радионавигации, снабжение навигационными материалами.

19 материально-техническое снабжение судов: Снабжение судов топливом, горюче-смазочными материалами, запасными частями, топливом и газом для бытовых нужд экипажа, электроэнергией от береговых источников.

20 санитарно-техническое обслуживание судов: Сбор подсланевых вод, отработанных масел, сухого мусора, пищевых отходов, фекалий.

Предлагаем ознакомиться  Список вещей, которые можно брать с собой в ручную кладь самолёта

21 бункеровка судна: Пополнение судна запасом топлива и смазочными материалами.

22 бытовые отходы: Отходы, которые были использованы в качестве емкости или тары, а также изделия из всех видов пластмасс, текстиля, стекла, дерева.

23 пищевые отходы: Вид мусора, состоящий из отходов предварительной обработки съестных припасов, неутилизируемых остатков.

24 хозяйственно-бытовые воды: Стоки из умывальников, душевых, ванн, шпигатов, прачечных и из помещений пищеблока.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

25 эксплуатационные отходы: Отходы, образующиеся в результате выполнения на судне производственных и ремонтных работ, эксплуатации энергетической установки и прочего оборудования судна.

26 гостевое причальное сооружение: Причальное сооружение, предназначенное для стоянки и обслуживания судов, не приписанных к базе.

3.1 здание: Результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для деятельности людей, размещения производства, хранения грузов и материалов.

3.2 причальный бычок: Отдельно стоящее причальное сооружение небольшой длины, перекрывающее откос и обеспечивающее связь с берегом.

3.3 закрытый склад: Здание, имеющее крышу либо шатер, или помещение в таком здании.

3.4 открытый склад: Площадка с покрытием, подъездами, освещением, используемая для хранения грузов, не требующих закрытого или защищенного от атмосферных осадков и солнечных лучей способа хранения.

3.5 навес: Площадка, над которой на опорах сооружена крыша.

3.6 пожарный проезд: Специальный проезд, предназначенный для движения пожарных машин в случае возникновения пожара.

3.7 канализационная сеть: Система трубопроводов, коллекторов, каналов и сооружений на них для сбора и отведения сточных вод.

3.8 поверхностный сток: Сточные воды, образующиеся в результате выпадения атмосферных осадков, таяния снега, полива и мойки твердых покрытий.

3.9 очистное сооружение: Сооружения и устройства, предназначенные для очистки сточных вод.

4 Основные положения

4.1 Яхтенный порт располагается на обособленной части прибрежной территории и акватории, примыкающей к этой территории части водного объекта. Структурная схема яхтенного порта представлена в приложении А.

4.2 Яхтенный порт должен соответствовать общим требованиям ГОСТ Р 57618.1-2017, предъявляемым к базам малых судов, а также требованиям настоящего стандарта.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

4.3 Яхтенный порт предназначен для обслуживания яхт, других малых судов и плавсредств с целью обеспечения их нормальной безопасной эксплуатации для активного отдыха, спорта, путешествий; оказания сопутствующих услуг владельцам судов, экипажам, их гостям и/или просто любителям отдыха у воды.

4.4 При швартовке к причальным сооружениям яхтенного порта туристических и круизных судов морского и внутреннего водного транспорта комплекс причальных сооружений должен удовлетворять требованиям для судов соответствующего типа.

4.5 Функциональная схема яхтенного порта, включающая технологический комплекс яхтенного порта и его инфраструктуру, представлена в приложении А.

4.6 Объектами, входящими в технологический комплекс яхтенного порта, являются:- комплекс причальных сооружений;- комплекс по ремонту;- сервисный комплекс;- комплекс по обслуживанию экипажей;- комплекс по оказанию дополнительных услуг экипажам малых судов и их гостям.

4.7 Комплекс по оказанию дополнительных услуг экипажам малых судов и их гостям включает в себя:- объекты проживания;- объекты питания;- чартерные суда и прокатные плавсредства;- суда яхтенного порта;- центр по обучению управлением судов и других плавсредств;- спортивно-оздоровительный и развлекательный комплекс;- автостоянки.

4.8 Инфраструктура технологического комплекса включает следующие объекты:- оградительные и берегоукрепительные сооружения;- служебно-вспомогательные здания, сооружения и устройства;- инженерные сети, средства связи, охранные средства;- внутрипортовые подъездные автомобильные дороги;- служебно-вспомогательные причальные сооружения судов яхтенного порта;- аварийно-спасательный комплекс.

4.9 Безопасность технологического комплекса яхтенного порта обеспечивается безопасностью совокупности входящих в него объектов, выполнением требований ГОСТ Р 1.2.032-1.004.16 по их безопасной эксплуатации, выполнением требований ГОСТ 17.1.3.13 по охране поверхностных вод от загрязнения, а также безопасностью объектов инфраструктуры технологического комплекса яхтенного порта.

4.10 Общие характеристики объектов технологического комплекса яхтенного порта должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, а сами объекты размещаться на территории и в акватории яхтенного порта таким образом, чтобы исключить их взаимное негативное влияние.

4.11 Объекты технологического комплекса яхтенного порта и их элементы должны отвечать требованиям безопасности в течение всего срока их эксплуатации (службы) при условии выполнения персоналом эксплуатанта требований, установленных в эксплуатационной документации.

4.12 Конструкция, оснащенность и размещение всех объектов технологического комплекса яхтенного порта должны обеспечивать его энергетическую эффективность и экологическую безопасность.

4.13 Технические характеристики и конструкция объектов в процессе их эксплуатации должны сводить к минимуму возникновение опасных ситуаций для окружающей среды, судов, экипажей и гостей, а также их имущества, а также персонала эксплуатанта яхтенного порта.

4.14 Эксплуатант яхтенного порта должен разработать правила стоянки судов в яхтенном порту со схемами мест их стоянки, правила обеспечения безопасности и пользования причальными сооружениями, правила пожарной безопасности, правила пользования специальными средствами связи на территории и акватории порта.

4.15 Эксплуатант яхтенного порта обеспечивает экипажи судов сведениями о границах и подходах к яхтенному порту, сведениями о технических возможностях яхтенного порта в части приема судов, о районах обязательной лоцманской проводки, о навигационной и гидрометеорологической обстановке.

4.1 Инфраструктура маломерного флота включает судоремонтно-судостроительные предприятия, базы малых судов, стоянки малых судов, самодеятельные стоянки и стоянки-убежища.

4.2 Перечисленные в 4.1 элементы инфраструктуры обеспечивают эксплуатацию маломерного флота и имеют в своем составе территорию и акваторию.

4.3 Элементы инфраструктуры должны обеспечить подход, швартовку, стоянку, хранение, спуск и подъем судов, посадку-высадку экипажа малого судна, а также возможность проведения операций по обслуживанию членов экипажа и их гостей, технической эксплуатации (технического обслуживания и ремонта) и сервисного обслуживания малых судов.

а) судовые ходы, подходы к рейдам и плавучим причальным сооружениям;

б) рейды;

в) акватории плавучих причальных сооружений;

г) акватории береговых объектов технологического комплекса.

4.5 Глубины акватории должны обеспечивать безопасность плавания, проведения работ с судами, соответствовать назначению рейда (объекта технологического комплекса), типам и размерам судов, обслуживаемых данным рейдом (объектом технологического комплекса).

4.6 С целью обеспечения безопасности акватории, находящихся на ней судов, территории и сооружений от волнения и ледохода, паводков, штормов и шквалов, волнового воздействия, навалов и ударов судов, плавучих средств и плавающих на воде предметов, а также уменьшения заносимости акватории грунтом могут быть предусмотрены оградительные сооружения.

4.7 Гидротехнические оградительные сооружения должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 55561.

4.8 Оградительные сооружения должны содержаться в полной исправности.

4.9 В целях обеспечения безопасности эксплуатации оградительных сооружений постановка судов на якорь на рейдах, расположенных в водохранилищах при отсутствии причальных пал, допускается на расстоянии не менее 30 м от оградительных сооружений.

4.10 У затопляемых весенними паводками оградительных сооружений на период затопления следует устанавливать знаки обстановки.

4.11 Навигационная обстановка акватории должна обеспечивать безопасное и беспрепятственное плавание судов и сохранность причальных сооружений.

4.12 На выступающих в сторону судового хода причалах, сооружениях выставляются белые огни, видимые по горизонту на 360° на расстоянии не менее 4 км. Огни выставляются на высоте не менее 2 м от настила причала через каждые 50 м и зажигаются от захода до восхода солнца.

4.13 Размеры территории должны обеспечить безопасное размещение и функционирование объектов технологических комплексов элементов инфраструктуры маломерного флота.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

4.14 Территория может иметь ограждение.

4.15 На затапливаемой территории запрещается возводить здания постоянного размещения.

4.16 Общие требования безопасности к производственному оборудованию должны соответствовать ГОСТ 12.2.003.

5 База малых судов

5.1 Общие положения

5.1.1 База малых судов предназначена для стоянки, обслуживания и хранения малых судов и других плавсредств, обслуживания экипажей судов и их гостей.

5.1.2 Эксплуатант базы должен обеспечивать:- круглосуточную работу базы;- сохранность судов, моторов и другого судового оборудования и инвентаря;- безопасность плавания по акватории, а также входа и выхода судов из базы.

5.1.3 При выборе мест расположения баз малых судов должны быть учтены гидрологические характеристики выделяемой акватории и всего водоема в целом, виды водопользования данного водного объекта.

5.1.4 База включает в себя объекты технологического комплекса и инфраструктуру базы.

5.1.5 К объектам технологического комплекса относятся:- комплекс причальных сооружений;- комплекс по обслуживанию экипажей малых судов;- комплекс дополнительных услуг экипажам малых судов и услуг их гостям;- комплекс по ремонту малых судов;- сервисный комплекс малых судов.

5.1.6 Инфраструктура базы малых судов обеспечивает работу технологического комплекса и включает следующие объекты:- оградительные и берегоукрепительные сооружения;- служебно-вспомогательные здания, сооружения и устройства;- инженерные сети, средства связи, охранные средства;- подъездные автомобильные дороги;- служебно-вспомогательные причальные сооружения судов базы;- аварийно-спасательный комплекс.

5.1.7 База должна иметь спасательное формирование и буксирное судно для оказания помощи судам на акватории базы и вблизи нее.

5.1.8 На территории базы не разрешается возводить здания, сооружения и конструкции, не связанные с ее производственными процессами.

5.1.9 На территории базы должна быть оборудованная площадка под размещение контейнеров и баков для отходов.

5.2.1 Комплекс причальных сооружений включает береговые и плавучие причальные сооружения, бычки и палы.

5.2.2 Береговые сооружения могут быть в виде причальной набережной, пирса, набережной-эстакады.

5.2.3 Плавучими причальными сооружениями могут быть стоечные суда, плавучие сооружения и конструкции, швартовные бочки.

5.2.4 Для безопасной швартовки и стоянки судов причальные сооружения должны быть оснащены швартовными тумбами, кнехтами, причальными рымами, утками, а также отбойными устройствами.

5.2.5 Для безопасной посадки, высадки экипажей должны быть предусмотрены трапы, сходни, мостки для сообщения причальных сооружений с берегом и между собой.

5.2.6 Причальное сооружение должно обеспечивать безопасное перемещение по его поверхности.

5.2.7 Причальные сооружения должны быть оснащены противопожарными и спасательными средствами.

5.2.8 Плавучие причальные сооружения должны надежно швартоваться к берегу или закрепляться на акватории.

5.2.9 Причальные сооружения должны обеспечивать безопасную посадку и высадку людей при любом уровне воды.

5.3.1 Комплекс обеспечивает санитарно-бытовые услуги (туалет, душ, постирочная, сушилка), медицинскую помощь.

5.3.2 Комплекс должен включать системы подачи и обеспечения пресной водой душевых, туалетов, а также для заполнения емкостей пресной воды для экипажа.

5.3.3 Туалеты и душевые должны размещаться в зданиях и сооружениях на территории базы.

5.3.4 На базе должны быть электрические выводы (разъемы) с напряжением в диапазоне 120-240 В однофазного переменного тока 50-60 Гц с заземляющим контактом.

5.3.5 Информация о напряжении и частоте тока должна быть обозначена непосредственно на выводе.

5.4.1 К дополнительным услугам экипажам малых судов и их гостям относятся:- предоставление места для стоянки автотранспорта, хранения вещей и оборудования;- информационные услуги (библиотека книг, карт, справочников, интернет-терминалы, организация семинаров и т.д.);- услуги лоцмана;- обучение управлением судном, повышение судоводительской квалификации;

Предлагаем ознакомиться  Что нужно для поступления - полный перечень документов необходимых для поступления в вузы России

— помощь в страховании судна и оформлении страховых случаев;- таможенно-пограничный контроль;- торговля товарами, одеждой, сувенирами;- питание на берегу, доставка на борт;- проживание в гостинице;- услуги телефонной связи, заказ такси, банкомат, почта, телеграф;- организация концертов, выставок, проведение презентаций, корпоративных мероприятий;- предоставление спортивных объектов, бассейна, пляжа;а также другие услуги.

5.4.2 Объекты комплекса дополнительных услуг экипажам малых судов и их гостям должны располагаться вне территории объектов сервисных комплексов и комплексов по ремонту малых судов.

5.4.3 Требования к объектам комплекса дополнительных услуг экипажам малых судов и их гостям устанавливаются в технических регламентах и стандартах соответствующих областей.

5.5.1 Комплекс по ремонту малых судов предназначен для выполнения работ, не требующих докования.

5.5.2 Комплекс по ремонту малых судов должен иметь установленные границы на территории и акватории.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

5.5.3 В границах комплекса по ремонту малых судов могут дополнительно располагаться только объекты сервисного комплекса малых судов.

5.5.4 Оборудование комплекса по ремонту малых судов включает подъемно-транспортное оборудование для подъема-спуска судов и перемещения по территории комплекса, а также оборудование, используемое непосредственно при ремонте малых судов.

5.5.5 Требования к оборудованию устанавливаются стандартами по соответствующим видам оборудования.

5.5.6 Комплексы по ремонту малых судов должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 57618.4-2017.

5.6.1 Сервисный комплекс обеспечивает эксплуатационное, навигационное, санитарно-техническое обслуживание судов, материально-техническое снабжение судов, их бункеровку.

5.6.2 Элементы сервисного комплекса должны удовлетворять требованиям настоящего стандарта.

5.6.3 Сервисный комплекс должен соответствовать требованиям ГОСТ Р 57618.4-2017.

5.6.4 Хранение судов на берегу осуществляется в специально отведенном месте или помещении. При отсутствии помещения разрешается хранение судов на открытом воздухе под навесом или накрытыми влагозащищенным материалом. Подвесные моторы, оборудование, предметы снабжения с судна снимают. Хранение на берегу судов, заправленных горюче-смазочными материалами и водой, запрещается.

5.6.5 При хранении судов на акватории должна обеспечиваться надежность швартовки, защита от атмосферных осадков.

5.7.1 Объекты инфраструктуры технологического комплекса базы малых судов должны обеспечивать функционирование технологического комплекса базы.

5.7.2 В инфраструктуру технологического комплекса базы входят оградительные и берегоукрепительные гидротехнические сооружения, здания, сооружения и устройства служебно-вспомогательные, инженерные сети, средства связи, охранные средства, пешеходные дорожки и автомобильные дороги, служебно-вспомогательные причалы.

7.1 Причальные сооружения стоянки малых судов должны соответствовать 5.2.4.

7.2 Места хранения малых судов должны соответствовать 5.6.4; 5.6.5.

7.3 Территория стоянки малых судов должна соответствовать 5.1.1.

7.4 Акватория стоянки малых судов должна соответствовать 4.3; 4.12.

7.5 Эксплуатант должен обеспечить пожарную, экологическую безопасность и беспрепятственный доступ к водному объекту.

8.1 Самодеятельная стоянка организуется эксплуатантом малого судна.

8.2 Самодеятельная стоянка включает территорию и/или акваторию.

8.3 Территория самодеятельной стоянки должна обеспечивать безопасное размещение малого судна и самостоятельное выполнение технического обслуживания судна.

8.4 Акватория самодеятельной стоянки не должна располагаться на судовом ходу.

8.5 Размер акватории и ее оборудование должны обеспечивать безопасную стоянку малого судна, а также посадку-высадку экипажа.

8.6 Эксплуатант малого судна на самодеятельной стоянке должен обеспечить пожарную, экологическую безопасность и беспрепятственный доступ к водному объекту.

9.1 Стоянка-убежище предназначена для безопасного размещения малого судна и его экипажа при неблагоприятных природных и техногенных явлениях или аварии.

9.2 Стоянки-убежища могут быть естественными или искусственно создаваемыми.

9.3 В целях обеспечения безопасности акватории стоянка-убежище может иметь оградительные сооружения. Для обеспечения безопасной стоянки судов акватория может быть оборудована причальными устройствами и/или сооружениями.

9.4 Эксплуатант должен обеспечивать габариты акватории, исправность причальных устройств и сооружений.

9.5 Оградительные сооружения должны содержаться эксплуатантом в исправном состоянии.

УДК 656.62:627.09:006.354

ОКС 01.040

03.220.40

13.200

47.080

91.020

Ключевые слова: малое судно, база малых судов, стоянка

Электронный текст документаподготовлен АО «Кодекс» и сверен по:официальное издание

М.: Стандартинформ, 2018

6 Судоремонтно-судостроительное предприятие

6.1 Судоремонтно-судостроительное предприятие проводит капитальный, доковый и другие виды ремонта, с выводом судна из эксплуатации. Аварийный ремонт по устранению эксплуатационных повреждений допускается выполнять без вывода судна из эксплуатации.

6.2 Судоремонтно-судостроительное предприятие должно проводить или обеспечивать проведение испытания судов.

6.3 Судоремонтно-судостроительное предприятие имеет территорию и/или акваторию.

6.4 Территория судоремонтно-судостроительного предприятия должна иметь санитарно-защитную зону, отделяющую здания и сооружения с технологическими процессами от жилой застройки, рекреационной зоны и иметь ограждение.

6.5 Габариты акватории судоремонтно-судостроительного предприятия должны обеспечивать безопасный подъем и спуск судов.

6.6 Судоремонтно-судостроительное предприятие проводит техническое обслуживание малых судов.

5 Опасные ситуации, опасные зоны

5.1 Опасные ситуации, связанные с окружающей средой:- воздействие на окружающую среду со стороны объектов яхтенного порта опасных и вредных факторов биологической, химической или физической природы;- изменение гидрометеорологических условий, влияющих на техническое состояние объектов технологического комплекса яхтенного порта.

5.2 Опасные ситуации, связанные с судами и транспортными средствами:- повреждение судна (транспортного средства) при взаимодействии с объектом технологического комплекса яхтенного порта (вследствие неверного выбора конструкции и/или характеристик взаимодействующих с транспортным средством объектов технологического комплекса порта, неработоспособного состояния объектов технологического комплекса порта);

5.3 Опасные ситуации, связанные с экипажами судов, пассажирами, гостями яхтенного порта:- получение травмы или нанесение вреда здоровью людей ввиду неверных характеристик и конструктивных недостатков зданий, сооружений, устройств, подъемно-транспортных машин и оборудования или их технического состояния;- получение травмы или нанесение вреда здоровью людей вследствие непринятия превентивных мер при обслуживании маломобильных групп населения.

5.4 Опасные ситуации, связанные с персоналом эксплуатанта объекта порта:- получение травмы или нанесение вреда здоровью людей из-за неверных характеристик и конструкции сооружений и устройств;- получение травмы или нанесение вреда здоровью людей из-за неверных характеристик и конструкции подъемно-транспортных машин и оборудования;- получение травмы или нанесение вреда здоровью людей из-за неверных характеристик и конструкции судов.

5.5 К зонам действия потенциально опасных факторов относятся:- зоны перемещения судов и транспортных средств по акватории и территории порта;- зоны перемещения машин, оборудования или их частей, рабочих органов;- места, над которыми происходит перемещение судов (в т.ч. кранами);- поверхности, над которыми происходит монтаж/демонтаж оборудования;

— зоны расположения членов экипажа, гостей яхтенного порта или рабочего места персонала эксплуатанта объекта яхтенного порта на значительной высоте относительно поверхности земли (воды, пола, палубы);- зоны расположения электрических цепей опасного для человека напряжения, замыкание которых может произойти через тело человека;

Приложение А. Структурная и функциональная схемы яхтенного порта

6.1 Общие положения

6.1.1 Акватория яхтенного порта включает подходы к рейдам, причальным сооружениям, сооружениям и средствам комплексного обслуживания судов, месту спуска/подъема судов на воду; рейды; акватории причальных сооружений; акватории сооружений и средств комплексного обслуживания судов; акватории мест спуска/подъема судов и плавсредств на воду.

6.1.2 Акватория порта должна располагаться вне границ транзитного судового хода.

1) границы акватории порта должны быть четко обозначены;

2) глубины акватории должны обеспечивать свободный подход и отход судов в период навигации;

3) в пределах акватории порта должна быть установлена необходимая навигационная обстановка — судовой ход, рейды, причалы должны быть четко обозначены.

6.1.4 Плавучие причалы на акватории должны надежно фиксироваться и обеспечиваться подходами к ним с берега или доставкой судами яхтенного порта.

6.1.5 При отсутствии места для выполнения оборота судов и составов непосредственно в районе причалов или ковша допускается размещать маневровые рейды выше и/или ниже по течению.

6.1.6 Глубина акватории должна соответствовать при необходимости условиям зимнего отстоя флота.

6.1.7 С целью обеспечения безопасности акватории порта, находящихся на ней судов, территории и сооружений порта от волнения и ледохода, паводков, штормов и шквалов, волнового воздействия, навалов и ударов судов, плавучих средств и плавающих на воде предметов, а также уменьшения заносимости акватории порта грунтом могут быть предусмотрены оградительные сооружения (насыпи, молы, волноломы и ледорезы).

6.1.8 Создание волнозащитных сооружений рекомендуется в тех случаях, если нормальная среднегодовая высота волны на незащищенной акватории превышает 0,3 м.

6.1.9 Для защиты марины от волн и ветра используются волноломы.

6.1.10 Выбор того или иного типа волноломов зависит от расстояния разгона волны, волновых и ветровых условий в регионе, конфигурации береговой линии.

6.1.11 Основные способы защиты от волн:- насыпной волнолом из естественного камня, щебня или специальных изготовленных железобетонных блоков (тетраэдров), при этом высота насыпи должна быть выше самой высокой волны не менее чем на метр;- плавучий волнолом на основе тяжелых железобетонных понтонов;- стационарные «заборы» из щитов любого материала — бетонные плиты, деревянные щиты, металлические листы, закрепленные на свайных основаниях так, чтобы верхний край был выше горба самой высокой волны, а нижний — ниже впадины волны;- перфорированные щиты (или плотные решетки) в качестве поглотителей энергии волны;- вертикальная бетонная или металлическая стенка.Примечания

1 С внутренней стороны насыпного волнолома могут устраиваться причал-стенка или набережная.

2 Тяжелые железобетонные понтоны гасят короткие невысокие волны, снижая их высоту до 80%; однако длинные волны они практически не гасят, качаясь вместе с ними.

3 Сплошные вертикальные бетонные или металлические стенки создают отраженную волну.В некоторых ситуациях необходимо применять эшелонированную защиту, например, из насыпи и плавучих волноломов.

6.2 Акватории причалов

6.2.1 Акватории причалов должны быть безопасными:- для швартовки и стоянки судов у причала;- при отходе судов от причала.

6.2.2 Длина акватории причала должна соответствовать длине обслуживаемых судов и способам их обслуживания.

6.2.3 Углы разворота акваторий примыкающих друг к другу причалов должны обеспечивать безопасный подход и отход судов к причалам.

6.2.4 При определении ширины акватории причалов до кромки судового хода или водных подходов следует учитывать расположение причалов относительно берега, необходимость выполнения оборота судна при отвале его от причала, наличие прижимного течения, криволинейность судового хода.

6.2.5 При необходимости выполнения оборота судна при отвале его от причала в отдельных обоснованных случаях допускается использовать для выполнения оборота судна акваторию транзитного судового хода.

6.2.6 Глубина акватории у причалов должна обеспечивать безопасное нахождение судна у причала с учетом:- осадки судна с полной нагрузкой;- запаса глубины на дифферент судна, связанный с его разгрузкой и загрузкой, и на засорение акватории;- запаса глубины на волнение;- запаса глубины на сгон;- навигационного запаса под днищем судна.

6.3 Водные подходы к порту

6.3.1 Водные подходы к порту должны предоставлять судам возможность беспрепятственно передвигаться, входить и выходить как из порта на судовые ходы, так и в обратном направлении. Подходы к порту должны быть безопасными и доступными для судов в течение всей навигации.

Предлагаем ознакомиться  Как правильно уведомить банк о смерти заемщика образец

6.3.2 Водные подходы должны, как правило, обеспечивать двухстороннее движение судов и судовых составов. Допускается также одностороннее движение с устройством разъездов.

6.3.3 Ширина судового хода на криволинейных участках должна быть увеличена по сравнению с ее значением на прямолинейных участках.

6.3.4 Надводные габариты судового хода на водных подходах должны соответствовать требованиям ГОСТ 26775.

6.3.5 Минимальный радиус закругления оси судового хода должен обеспечивать безопасность прохождения самоходного судна, судна максимального размера в буксируемом судовом составе, толкаемого судового состава.

6.4 Навигационная обстановка

6.4.1 Навигационная обстановка акватории порта должна обеспечивать безопасное и беспрепятственное плавание судов и сохранность причальных, гидротехнических сооружений.

6.4.2 Действие береговых и плавучих знаков навигационной обстановки и маяков должно обеспечиваться в навигационный период.

6.4.3 Форма, размеры, окраска и характеристики знаков и огней всей судоходной обстановки на внутренних водных путях должны соответствовать ГОСТ 26600.

6.4.4 Створные лазерные маяки на подходах к порту должны соответствовать ГОСТ Р 56242.

6.4.5 У затопляемых весенними паводками оградительных сооружений на период затопления должны устанавливаться знаки обстановки.

Приложение А(справочное)

Рисунок А.1 — Структурная схема яхтенного порта

Рисунок А.2 — Функциональная схема яхтенного порта

7 Территория

7.1 Санитарно-защитные зоны

7.1.1 Яхтенные порты и их территориально обособленные объекты должны иметь санитарно-защитные зоны.

7.1.2 Санитарно-защитные зоны яхтенных портов и их объектов следует устанавливать в соответствии с требованиями [1].

7.2 Требования к территории

7.2.1 Территория яхтенного порта должна быть ограждена.

7.2.2 При въезде в порт должно быть помещение-проходная.

7.2.3 При отсутствии на территории разворотной площадки должно быть предусмотрено не менее двух въездов в порт.

7.2.4 При установке распашных ворот для въезда и выезда с территории порта различного транспорта эти ворота должны открываться внутрь, причем необходимо предусмотреть, что возможность их произвольного закрывания должна быть исключена.Ширину ворот для автомобильных въездов надлежит соразмерять с максимальными габаритами въезжающих на территорию порта автомобилей плюс 1,5 м, но не менее 4,5 м.

7.2.5 Отметка территории причала у кордона должна обеспечить безопасность береговых объектов порта при всех ожидаемых уровнях воды и ледоходе, с учетом назначения причала, рельефа прилегающей территории, применяемого технологического оборудования и др.

7.2.6 Затопляемую площадку необходимо ограждать стационарными или плавучими навигационными знаками.

7.2.7 Ширина территории порта рассчитывается, исходя из условия размещения на ней перегрузочных механизмов, крановых и железнодорожных путей, площадок для складирования грузов, проездов и площадок для стоянки и маневрирования автомобильного транспорта, закрытых складов, производственных, вспомогательных и пассажирских зданий с соблюдением действующих стандартов, санитарных, противопожарных и других норм.

7.2.8 Территория порта должна быть спланирована таким образом, чтобы обеспечить удобный подъезд к складским помещениям, площадкам.

7.2.9 С целью обеспечения поверхностного стока территория порта должна быть спланирована в сторону водоприемных или водоотводных устройств с уклоном в соответствии с ГОСТ Р 55561-2013 (пункт 6.4.24).

7.2.10 Ямы и другие углубления, имеющиеся на территории порта для технических целей, должны иметь плотные и прочные закрытия или ограждения.

7.2.11 Для портов с территорией, расположенной на двух отметках, пандусы между террасами при применении авто- и электропогрузчиков, а также при регулярном автомобильном движении должны иметь уклон не более 60 промилле, при наличии нерегулярного, только автомобильного движения допускается увеличить уклон до 90 промилле.

7.2.12 С целью обеспечения противопожарных мероприятий и забора из акватории воды пожарными автомобилями необходимо обеспечить возможность их удобного подъезда к линии кордона, если иное не предусмотрено проектом.

7.3 Требования к зданиям и сооружениям технологического комплекса яхтенного порта

7.3.1 Объекты порта, аналогичные соответствующим объектам промышленных предприятий (ремонтные мастерские, гаражи, электростанции, котельные, внутри- и внеплощадочные сети инженерного обеспечения и др.), должны соответствовать требованиям, установленным СП 43.13330, [2], если в отношении этих объектов настоящими требованиями не оговорены дополнительные специальные требования.

7.3.2 Для хранения грузозахватных приспособлений и перегрузочного инвентаря необходимо предусматривать такелажные помещения.

7.3.3 Такелажные помещения должны размещаться в отапливаемых зданиях, причем как можно ближе к производственным участкам.

7.3.4 В помещениях для хранения такелажа должны предусматриваться специальные отделения и ячейки для хранения различных грузозахватных приспособлений.

7.3.5 Для хранения громоздких грузозахватных приспособлений следует предусматривать специально отведенные открытые площадки.

7.3.6 Пожаро- и взрывоопасные помещения ремонтно-механических мастерских должны быть изолированы капитальными стенами.

7.3.7 Ворота ремонтно-механических мастерских должны быть оборудованы тепловой завесой.

7.3.8 Открытые площадки ремонтно-механических мастерских должны быть с твердым покрытием.

7.3.9 Системы пожарной сигнализации и оповещения о пожаре должны соответствовать требованиям СП 3.13130 и СП 5.13130.

7.3.10 Системы отопления зданий технологического комплекса рекомендуется оснащать системами уменьшения подачи теплового потока в нерабочее время.

7.4 Требования к причальным сооружениям

7.4.1 Причальные сооружения могут быть береговыми или плавучими.

7.4.2 Требования к конструкции причальных сооружений и устройств, а также к нагрузкам на них — по ГОСТ Р 55561.

7.4.3 Плавучие причалы должны быть фиксированы на месте относительно дна.

7.4.4 Размеры причалов, высота надводного борта, конструкция, прочность, водоизмещение устанавливаются исходя из типов судов, на которые они рассчитаны, и типов стояночных мест.

7.4.5 Типы стояночных мест:- бортом к причалу,- под углом кормой или носом к причалу.

7.4.6 Длина причала должна обеспечивать безопасный подход, стоянку и отход (отвод) судна, а также посадку-высадку людей.Длину причала следует определять, как расстояние между границами причала, измеряемое по линии кордона.

7.4.7 При расчете длины причального сооружения (причальной стенки, ряда бычков или пал) должно учитываться размещение на нем швартовных и отбойных устройств.

7.4.8 Для причальных сооружений в виде бычков или пал расстояние в свету между бычками или палами необходимо принимать по ГОСТ Р 55561-2013 (пункт 6.4.6).Для причалов кратковременного пользования расстояние в свету между бычками и палами может быть увеличено и принято равным 2/3 длины судна за вычетом удвоенной ширины (длины по причальному фронту) бычка или пала.

7.4.9 Расположение швартовных устройств — по ГОСТ Р 55561-2013 (пункт 6.4.8).Крайние швартовные устройства следует располагать по возможности ближе к концам набережной.

7.4.10 Причалы имеют, как правило, защитные покрытия или отбойные устройства.

7.4.11 Конструкции отбойных устройств должны исключать задержание привального бруса судна при изменении высоты сухого борта, связанном с колебанием уровней воды.

7.4.12 Плавучие причалы соединяются с берегом с помощью эстакад, переходных мостиков и скользящих трапов.

7.4.13 Поверхности, по которым возможно передвижение людей, должны исключать возможность скольжения.

7.5 Стоянки судов на берегу

7.5.1 Стоянки судов на берегу организовывают на открытой площадке, под навесом, в холодном эллинге, в обогреваемом эллинге.

7.5.2 На открытой площадке между рядами стояночных мест должен быть проезд, достаточный для провоза любого судна и маневров, связанных с выемкой и установкой судна на место.

7.5.3 Проезды на открытой площадке должны иметь твердое покрытие.

7.5.4 Стояночные места на открытой площадке, как правило, группируются по размерам.

7.5.5 Расстояния между стояночными местами должны обеспечивать возможность прохода человека вокруг любого судна с учетом лесенки-трапа для подъема на судно.

7.5.6 На открытой площадке должны быть разводка электричества и водопровод, предусмотрены пожарные проезды и средства пожаротушения.

7.5.7 Холодный эллинг представляет собой помещение, закрытое со всех сторон и защищенное от атмосферных воздействий.

7.5.8 Холодный эллинг не отапливается в холодное время года.

7.5.9 Стены и крыша эллинга должны быть исполнены с теплоизоляцией.

7.5.10 Суда, имеющие встроенные системы кондиционирования (способные обогревать судно в холодный период), как правило, размещают в отдельном холодном эллинге.

7.5.11 Канализационные решетки в эллинге должны располагаться так, чтобы они не оказывались под колесами тяжелой техники, перевозящей суда.

7.5.12 Крыша эллинга должна быть устроена таким образом, чтобы при таянии на ней снега перед воротами эллинга не намерзал ледяной бруствер от капели.

7.5.13 В районах с холодной зимой используют обогреваемые эллинги.

7.5.14 Система обогрева должна обеспечивать внутри эллинга для зимнего хранения судов температуру более 5°С.

7.5.15 Размеры эллинга (длина, ширина, высота) определяются, исходя из:- размеров и расположения имеющегося участка для размещения;- выбранной технологии установки лодок в эллинг и вывоза;- размеров и количества судов, планируемых к обслуживанию.

7.5.16 В эллинге должно быть минимальное количество опор.

7.5.17 Высота и ширина ворот эллинга должны соответствовать размерам самого большого из хранимых судов.

7.5.18 При хранении судов в эллинге на стеллажах размещение и параметры стеллажей должны соответствовать требованиям обеспечения противопожарной безопасности.

7.5.19 Перемещение судов по территории порта производится при помощи прицепов автомобилей (оборудования) владельцев (эксплуатантов) судов или машин и оборудования эксплуатанта порта.

7.5.20 Спуск судов на воду и подъем из воды может производиться с использованием слипа и/или перегрузочного оборудования эксплуатанта порта.

7.5.21 Размеры и допустимые нагрузки на слип должны соответствовать размерам и массе судов, которые предполагается спускать на воду и поднимать, характеристикам используемых для спуска/подъема машин и оборудования.

7.6 Требования к складам

7.6.1 Складские здания и сооружения портов должны соответствовать требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации [1], [2].

7.6.2 Склады должны обеспечивать раздельное хранение несовместимых материалов.

7.6.3 Категория складов и класс зоны или участков по взрывопожарной и пожарной опасности должны соответствовать свойствам хранящихся в них материалов по СП 2.13130, ГОСТ 12.1.004, ГОСТ 12.1.044, [3],[4], [5].

7.6.4 Уклоны открытых площадок для складирования принимают не менее 5 и не более 20 промилле.

7.6.5 Все внутрипортовые площадки, дороги и проезды, как правило, должны иметь твердые покрытия, тип которых устанавливается с учетом климатических условий, в зависимости от наличия местных строительных материалов и характеристики транспорта.

7.6.6 Отметка пола закрытых складов и служебных зданий должна быть не ниже уровня пика половодья с вероятностью превышения 0,5%-5,0%.Отметки полов складов и служебных зданий не должны быть ниже отметки территории яхтенного порта.

7.6.7 Предельный угол пандусов рамп, предназначенных для въезда на них погрузчиков, не должен превышать 120 промилле.

7.6.8 Ворота складов должны быть оборудованы безопасными, легко управляемыми и надежными в эксплуатации приспособлениями для их открытия, закрытия и остановки в требуемом положении.

Библиография

УДК 627.09:627.3:656.62:006.354

ОКС 03.220.40

Ключевые слова: маломерный флот, инфраструктура, яхтенный порт, технологический комплекс, безопасность

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Электронный текст документаподготовлен АО «Кодекс» и сверен по:официальное изданиеМ.: Стандартинформ, 2017