Производственная травма по дороге на работу, с работы, пешком, в командировке

Главная — Организация бизнеса — Кадры — Производственная травма по дороге на работу и с работы домой

Производственная травма – ситуация, с которой достаточно часто сталкиваются как работники, так и работодатели. В законодательстве Российской Федерации установлено, что начальник предприятия или организации несёт ответственность за здоровье своих сотрудников на производстве в том случае, если они соблюдают требования техники безопасности. Но как оформляются случаи, когда работник получил такую травму не на рабочем месте, а, например, по дороге на работу?

Производственная травма – травма, которую рабочий получил во время производственного процесса.  Согласно ст. 214 ТК РФ, работник обязан соблюдать правила и инструкции по охране труда на предприятии.

Начальник, в свою очередь, обязуется сделать так, чтобы работа на производстве была максимально безопасной, с учетом специфики и вредности этой работы. Тем более в ст.

210 ТК РФ говорится о том, что на данный момент главным приоритетом охраны труда в государстве является сохранение не только жизни, но и здоровья работника.

Травма по дороге на работу: какая травма считается производственной в 2020 году

Определение производственной травмы установлено законодательно в ст. 3 закона №125-ФЗ от 24.07.1998. Несчастным случаем на производстве считается событие, когда застрахованный работник получил травму или какое-нибудь увечье, исполняя требования, которые были установлены в трудовом договоре.

Этот случай мог иметь место как на территории страхователя, то есть работодателя, так и за её пределами. То есть не обязательно находиться на производстве, чтобы получить производственную травму, главное в данной ситуации – исполнение трудовых обязанностей работником.

Такой травмой может считаться случай, когда сотрудник получил увечье:

  • По дороге домой;
  • По дороге на работу;
  • В командировке.

И тот, и другой случай будут считаться производственной травмой только если работодатель предоставил рабочим свой транспорт. Например, если после работы сотрудников развозит по домам специально купленный для этих целей автобус. Производственная травма по дороге домой или на работу – вполне частый случай.

Во всех описанных выше случаях травма, полученная сотрудником, будет считаться производственной. А значит работодатель понесет за неё ответственность. Он обязан будет предоставить гарантии, что работник не будет уволен, пока находится на лечении, и должен будет выплатить ему компенсацию за это. Обязательно должны быть покрыты

Далеко не все работодатели без споров соглашается выплатить сотруднику компенсацию. А значит перед тем, как отправиться в больницу, работник должен сначала зафиксировать, что у него эта травма вообще есть. Если у сотрудника на руках не будет документа, подтверждающего фиксацию такой травмы, или если эта фиксация будет сделана ненадежно, то получить признание того, что увечье получено на производстве, будет крайне сложно.

При определении, является ли полученная травма производственной, нужно опираться на главное – получена ли она при выполнении условий трудового договора? Считается ли дорога на работу производственной травмой? Например, являются производственными, а значит работодатель несет за них полную ответственность,такие ситуации, как:

  • Травма, полученная во время обеденного перерыва, который установлен в дневном распорядке предприятия;
  • Производственная травма по дороге на работу на транспорте, который предоставил работодатель;
  • Производственная травма по дороге с работы домой на транспорте, который предоставил работодатель;

Но если на время обеда сотрудник освобождается от обязанностей, прописанных в трудовом договоре, или если он обедает не по распорядку, то признать такую травму производственной будет крайне сложно. Но производственная травма по дороге домой – вполне возможный вариант.

Травма может классифицироваться как производственная и в том случае, если сотрудник ехал к месту работу на личном транспорте. Это возможно, если работник в этот момент использует свой личный автомобиль в служебных целях и это условие заранее оговорено.

Ещё одним фактором, позволяющим классифицировать травму как производственную, может быть распоряжение работодателя.

То есть если сотрудник получил увечье, когда двигался к рабочему месту по распоряжению своего начальника. И при этом абсолютно не важно, на каком именно транспорте сотрудник следовал на своё рабочее место.

Также обратите внимание на то, что случаи производственной травмы, и то, кто несет за них ответственность, что должно выплачиваться и другие важные факторы, могут быть изменены только законодательно, правительством Российской Федерации. Работодатель не имеет никакого права диктовать, какие случаи являются производственной травмой, или ограничивать сотрудника в получении каких-нибудь обязательных выплат, гарантий.

Даже если сам работник написал заявление, в котором говорит о том, что он снимает с работодателя любую ответственность за своё здоровье или конкретный случай производственной травмы – это не имеет абсолютно никаких юридических последствий. Работодатель всё равно несёт ответственность за здоровье своих сотрудников и обязан возместить им медицинские расходы. Об этом говорится в ст. 9 и ст. 8 ТК РФ.

Предлагаем ознакомиться  Производственная характеристика кассира для мсэ

Перечень несчастных случаев, которые рассматриваются законодательством и подлежат учету и расследованию, изложен в ст. 227 ТК РФ. Также дополнительные случаи можно увидеть в п. 3 Положения №73 “Об особенностях расследования несчастных случаев на производстве”, которое установлено и утверждено Министерством Труда Российской Федерации в 24.10.2002.

Отдельным пунктом следует рассмотреть производственные травмы в командировке. Являются ли они производственными увечьями, может ли сотрудник рассчитывать на компенсацию по такому делу?

Самое важное, что стоит установить во время расследования травмы, полученной во время командировки – в чьих интересах действовал сотрудник, когда получил увечье.

Он делал что-то в интересах своего прямого работодателя, то есть совершал трудовую деятельность, или действовал в личных целях? И, в зависимости от случившегося, этот факт может устанавливаться и расследоваться абсолютно по-разному.

Если работник получил травму во время следования в командировку (или если возвращался из неё), то работодатель должен организовать специальную комиссию. Она будет заниматься расследованием и, в конце концов, скажет, стоит ли считать этот случай производственной травмой. О том, по каким критериям начальство должно собирать комиссию, говорится в ст. 229 ТК РФ.

Отдельно стоит разобрать ситуацию, когда сотрудник получил увечье, когда был откомандирован начальством организации не в конкретное предприятие, а действовал самостоятельно.

Это, например, может быть юрист, получивший травму, когда ему необходимо было подписать бумаги с другой стороной договора и при этом сам он представляет интересы только своей организации.

Травма по дороге на работу: какая травма считается производственной в 2020 году

В таком случае комиссию собирает тоже работодатель попавшего в происшествие сотрудника, но при этом он может включить туда лиц от второй стороны договора.

Также стоит разобрать производственную травму, полученную в командировке за границей Российской Федерации. Акт о случившемся происшествии обязана составить та сторона, к которой был направлен сотрудник, если несчастное происшествие случилось в таких странах, как:

  • Кыргызстан;
  • Беларусь;
  • Казахстан;
  • Украина;
  • Армения;
  • Азербайджан;
  • Узбекистан;
  • Таджикистан;
  • Молдова;

Они должны также зафиксировать сам факт травмы. И это правило работает как в эту, так и в обратную сторону. То есть, если сотрудник одной из этих стран приехал по командировке в Российскую Федерацию и получил здесь травму, то принимающая сторона должна сделать то же самое – составить акт, зафиксировать травму.

А если сотрудник, находящийся в командировке, прикреплен к принимающему его предприятию, то начальство этого производства должно не только составить все нужные акты, но и взять на себя часть обязанностей работодателя травмированного человека. А именно, оно должно организовать комиссию и, что самое важное, провести полное расследование случившегося. Но кроме этого организация, к которой прикреплен откомандированный сотрудник, обязана:

  • Послать уведомление в ту страховую службу, с которой сотрудничает предприятие, где работает травмированный человек;
  • Составить и оформить нужный акт о том, что несчастный случай имел место;
  • Если полученное увечье повлекло серьезные последствия, привело к смерти или если несчастный случай произошел с несколькими сотрудниками, то принимающая сторона обязуется отправить работодателю специальное уведомление об этом.

Разобравшись с тем, какие случаи являются производственной травмой, стоит задаться другим вопросом – каков размер компенсационной выплаты, которая полагается травмированному сотруднику?

  • Работодатель обязан покрыть стоимость больничного листа, который предоставить сотрудник. Это делается из тех средств, которые начальник организации выплачивал на страхование как раз от таких случаев. Но поскольку работодатель уплачивает взносы в ФСС за каждого сотрудника, затраты компенсируются из средств Фонда. И стоит отметить, что стаж работы не имеет никакого влияния на то, в каком размере покрывается больничный лист. Он в любом случае должен быть компенсирован полностью. Для того, чтобы получить такую компенсацию, сотрудник должен оформить специальный акт – лист о нетрудоспособности. Это можно сделать в том медицинском учреждении, где его лечили.
  • Выплата, которая совершается единовременно. Размер подобной выплаты зависит только от того, насколько сильную травму получил сотрудник – этот критерий устанавливается в ФСС.

Также сотрудник имеет право обратиться в суд для того, чтобы ему возместили полученный в связи с травмой материальный и моральный вред.

Травма по дороге на работу: какая травма считается производственной в 2020 году

Стоит отметить, что комиссия устанавливает не только сам факт получения травмы, и является ли она производственной, но и то, насколько сильный вред был причинен здоровью. Если увечье легкое и не понесло за собой никаких серьезных последствий, то ФСС вообще не занимается возмещением средств и компенсацией ущерба. Эта обязанность перекладывается на плечи работодателя.

Приостановка расследования несчастного случая на производстве

Если в момент несчастного случая в действиях пострадавшего сотрудника есть признаки уголовного правонарушения, комиссия приостанавливает расследование и ждет официального постановления (решения) правоохранительных органов, которые квалифицируют указанные действия. О своем решении члены комиссии обязаны сообщить руководителю предприятия (если комиссию возглавляет его представитель) и в прокуратуру, куда направлено извещение о несчастном случае.

Предлагаем ознакомиться  Объяснительная к больничному при травме образец || Образец объяснительной записки к больничному листу при бытовой травме

Производственная травма: классификация, степень тяжести, компенсации, ответственность работодателя

Никто не застрахован от несчастного случая. Особенно повышается актуальность данного вопроса, если это событие происходит на предприятии и трактуется как несчастный случай на производстве.

Следствием его может быть производственная (легкая или тяжелая) травма у пострадавшего работника или иного лица, находящегося на территории хозяйствующего субъекта.

Законодательство при этом требует, чтобы в компании соблюдалась специальная процедура согласно нормам.

Несчастным случаем на производстве является событие, приведшее к нанесению вреда здоровью и жизни человека в его рабочее время, в обеденные перерыв, при нахождении работника в пути на работу или с работы, в командировке.

Существует ряд признаков, которые идентифицируют травму как производственную:

  • Несчастный случай произошел, когда работник выполнял свои трудовые функции, определенные в его должностных инструкциях, в т.ч. и совместительство.
  • Несчастный случай произошел, когда сотрудник выполнял поручения руководства компании.
  • Данное событие произошло при следовании работника на работу при наличии определенных условий.
  • Несчастный случай произошел во время отдыха или перерыва на обед, который организуется администрацией компании.
  • Несчастный случай произошел за пределами организации, но когда работником выполнялись поручения администрации предприятия.
  • Несчастный случай произошел в момент следования в командировку или обратно, или же при нахождении сотрудника непосредственно в служебной поездке.

Важно также учитывать такой момент, как вина работника. Если несчастный случай на производстве произошел по вине самого сотрудника компании, то травма в этой ситуации не считается производственной.

Внимание! Все эти признаки устанавливаются в результате проведения работодателем в обязательном порядке расследования и фиксацией в письменной форме всех фактов произошедшего события.

Травма по дороге на работу: какая травма считается производственной в 2020 году

Когда условия работника подвержены влиянию вредных и опасных факторов, то несчастный случай может произойти со всеми, кто попадает в это место. Полученная травма также будет считаться производственной, даже если пострадавший не является сотрудником компании.

Важно! Выделяют также производственное заболевание. Это нарушение состояния здоровья работника, которое носит стойкий характер.

Производственные травмы принято подразделять в зависимости от степени нанесенного вреда, полученных увечий и вида повреждений. Травма на работе может быть тяжелой или легкой.

Тяжелая форма

Результатом этой травмы являются повреждения здоровья, которые могут угрожать жизни человека.

К таким последствиям можно отнести:

  • Сложные переломы опорно-двигательной системы человека.
  • Повреждение, в результате которого у пострадавшего наблюдается потеря крови свыше 20%.
  • Внутренним органам пострадавшего нанесен серьезный ущерб.
  • У пострадавшего нанесена травма головному мозгу (например инсульт, физическое повреждение и т.д.).
  • Пострадавший впал в состояние комы.
  • НС, связанный с нанесением ущерба сердечно-сосудистой системе человека.
  • Пострадавшим получены ожоги, в том числе химические.
  • Травма связана с потерей пострадавшим слуха, зрения, речи.
  • Травма связана с серьезными психическими расстройствами.

Легкая форма

Результатом несчастного случая стало нанесение незначительного вреда здоровью, которое не угрожает здоровью человека.

Последствием НС выступают следующие легкие травмы:

  • Ушиб.
  • Растяжение мышц.
  • Обычный перелом.
  • Сотрясение мозга.

Также травмы могут классифицироваться следующим образом.

Травма по дороге на работу: какая травма считается производственной в 2020 году

Когда работник поступает на работу в компанию, с ним проводят вводный инструктаж по технике безопасности, а потом периодические. То есть сотруднику объясняют какие действия или бездействия ему делать запрещается, иначе он может получить производственную травму.

Внимание! Травма по вине работника связана с тем, что он не соблюдал технику безопасности хотя инструкция была ему предоставлена, неответственно выполнял свои трудовые обязанности, работник оказался не квалифицированным и неграмотным специалистом.

Произойти производственная травма может по дороге на работу или в результате возвращения с нее. Она таковой является, если работник доставляется транспортом компании или доставку осуществляет представитель организации.

Травма может считаться производственной, если работник производил следование на работу или с работы на своем транспорте в случае использование этого автомобиля согласовано с работодателем (есть приказ на его использование, копия ПТС автомобиля находиться в бухгалтерии компании, оформляется путевой лист) или по поручению администрации компании.

Внимание! Если на работу работник и обратно (например утро, вечер) добирается пешком, использует общественный транспорт или на личном автомобиле, но без согласования с руководством, она не считается производственной.

Работник может быть направлен приказом руководителя в командировку. Уже когда началась командировка, с ним может произойти НС, который будет считаться производственной травмой. Такая ситуация часто может происходить с сотрудниками, у которых работа носит разъездной характер.

При этом очень важно наличие приказа и иных документов на командировку, а для работников с разъездным характером работы — условия об этом в трудовом договоре.

Компания в своих локальных актах может устанавливать перерывы в работе, а также их длительность.

Это время используется работником для отдыха, приема пищи, курения и т. д. Обеды могут быть организованы и не на территории предприятия.

Травма, полученная в это время (например, работник может упасть), все равно будет считаться производственной, если работник отсутствовал на территории организации, но следовал или находился на территории организатора обедов, у которого заключен договор с работодателем.

Данная травма может квалифицироваться как производственная, так и как бытовая. Другой человек может нанести работнику травму во время нахождения на территории фирмы. Важным моментом являются результаты проведенного расследования и фиксация всех фактов.

Предлагаем ознакомиться  Что делать, если получили травму на производстве: выплаты, компенсации, больничный || Можно ли переквалифицировать с бытовой на производственную травму

Так как эта ситуация требует изучения всех факторов, их анализа, то первоначальные выплаты пострадавшему осуществляются за счет ФСС. В дальнейшем через суд можно получать выплаты с виновного лица.

Травмы, полученные во время корпоративов, относятся к бытовым. Это происходит даже в случаях, когда для корпоратива использовалась территория хозяйствующего субъекта и в рабочее время.

В связи с этим к непроизводственной травме относятся:

  • Если работник выполнял по собственной инициативе функции не предусмотренные его должностными обязанностями.
  • Если работник в момент получения травмы принимал алкогольный напиток, был нетрезвый, а также в состоянии токсического и наркотического отравления.
  • Если работник был на междусменном отдыхе и обеденном перерыве при вахтовой работе.
  • Травма в нерабочий день.
  • Если пострадавший получил травму в результате уголовного преступления.
  • Если травма нанесена работнику себе самостоятельно.
  • Когда здоровье работника резко ухудшилось, и это подтверждено медицинским заключением, из-за факторов не связанных с его работой.

Травма по дороге на работу: какая травма считается производственной в 2020 году

ТК РФ закрепляет обязанность проводить расследование работодателю при наступлении НС с его работниками. Эти же нормы определяют порядок действия руководства. Особенно это важно соблюдать, если работник пытается оспаривать результаты расследования.

Выделяют следующие нормативные регламенты по НС и производственным травмам:

  • Трудовой кодекс РФ.
  • Закон России № 125-ФЗ от 24.07.1998 года, определяющий принципы обязательного социального страхования при производственных травмах (травматизм).

Действия членов комиссии

Расследуя несчастный случай с сотрудником, пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии, члены комиссии должны установить точное время и место происшествия (адрес). С разрешения органов следствия и дознания они могут осмотреть место происшествия и поврежденное транспортное средство, прилегающие к месту аварии сооружения и дорожные ограждения.

Также для дальнейшего расследования может пригодиться информация об организации, которая обслуживает дорогу.

Нужно зафиксировать погодные условия (дождь, снег, гололед, туман и т. д.), освещенность участка дороги, видимость и наличие дорожных знаков, горизонтальной и вертикальной разметки, следов автоторможения.

Члены комиссии должны выяснить, кто управлял транспортным средством, попавшим в ДТП. Записать все необходимые данные о водителе, цель его поездки. Если за рулем был сотрудник предприятия, узнать, отклонялся ли он от маршрута, по назначению ли использовал транспортное средство. Нужно проверить водительское удостоверение, техталон, путевой или маршрутный лист, товарно-транспортные документы на перевозимый груз.

Комиссия должна ознакомиться и иметь копии протокола осмотра места происшествия и транспорта. Запросить в управлении ГИБДД справку о ДТП и другую информацию, необходимую для расследования несчастного случая.

Травма по дороге на работу: какая травма считается производственной в 2020 году

Члены комиссии должны проверить, как в организации обеспечена безопасность дорожного движения, в том числе:

  • соответствует ли техническое состояние, комплектация транспортных средств требованиям нормативных документов;

  • соблюдает ли работодатель установленные правила организации пассажирских и грузовых перевозок;

  • был ли обеспечен режим труда и отдыха водителя данного транспортного средства;

  • проходил ли водитель медицинское предварительное (периодическое) освидетельствование;

  • имелись ли до этого у водителя случаи ДТП и нарушения трудовой дисциплины;

  • как организовано техническое обслуживание и ремонт автомобилей;

  • есть ли на предприятии наглядная агитация, информация водителей об условиях движения, погоды и опасных участках;

  • как организовано проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей.

При проверке и расследовании комиссия опрашивает всех причастных должностных лиц организации, уточняет или дополняет обстоятельства ДТП. Все полученные сведения заносит в материалы расследования.

Все этапы расследования комиссия должна отразить в материалах расследования. Для этого она использует утвержденные формы документов из постановления Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73:

  • осмотр места происшествия — форма № 7;

  • опрос очевидцев происшествия и при возможности пострадавшего — форма № 6;

  • акт об обстоятельствах и причинах ДТП — форма № 2;

  • заключение государственного инспектора труда — форма № 5;

  • запись о ДТП на производстве в журнале регистрации несчастных случаев — форма № 9.

Если в ДТП один или несколько сотрудников получили легкие повреждения здоровья, комиссия должна провести расследование в течение 3 дней. Если в аварии один или несколько работников погибли или получили тяжелые повреждения здоровья, на расследование отведено 15 дней.

На практике эти сроки могут существенно увеличиваться. На то, чтобы получить от сотрудников ГИБДД необходимые для расследования документы, уходит немало времени. По согласованию с этими органами время расследования несчастного случая можно продлить, в том числе неоднократно и на сроки, превышающие 15 дней (ст. 229.1 ТК РФ). Главное, приобщить к материалам расследования обоснованное решение о продлении расследования.