Типичная ошибка

Обычно рядовой человек, далекий от монетарных вопросов, услышав понятия «нерезиденты» и «резиденты», полагает, что первые – это иностранцы, а вторые являются гражданами страны. Так вот, это серьезная ошибка!

В действительности, понятие резидентства имеет специфичную связь с концепцией гражданства, но при этом есть и значительные отличия. То есть нерезидент – это не обязательно иностранец, а резидент – это не всегда гражданин страны.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Эти определения даются в законотворческих актах каждой державы, и могут иметь установленные отличия для разных стран. В России, к примеру, эти понятия отличаются даже внутри страны. Так, при исполнении валютного надзора действуют одни эпитеты, а при налоговой поверке – иные. Эти определения могут трансформироваться путем внесения надлежащих изменений в законотворческую базу. Поэтому всегда необходимо для верности читать законы с финальными внесенными модификациями.

Значение слова

Слово «резидент» является заимствованным. Первая его часть (приставка re-), в переводе с латыни, означает «снова, вернуться назад, еще раз». Второй сегмент слова sedere трактуется как «рассаживать, усаживать». В итоге слово «резидент» знаменует: «тот, кто находится на месте, беспрестанно сидит».

Так же называют уполномоченного тайной разведки, руководителя всей агентурной сети. Данная ценность слова в сознании людей укоренилось после просмотра кинолент «Судьба резидента» и «Ошибка резидента». Говоря иными словами, это старший шпион.

Представители

Изучив все законодательство и литературу, к числу резидентов можно отнести и таких субъектов:

  • Иностранцев, проживающих на территории РФ, имеющих вид на жительство.
  • Физлиц, имеющих беспрестанное место жительства в РФ, в том числе временно пребывающих за пределами РФ.
  • Юрлиц, созданных согласно канонам РФ, местонахождению в РФ.
  • Организации и предприятия, не являющиеся юрлицами, учрежденные согласно законам РФ, местонахождению в РФ.
  • Представительства и филиалы резидентов, размещенные за границами РФ.
  • Дипломатические и иные официозные представительства РФ, размещенные за пределами РФ.

Права резидентов РФ закреплены статьями 14 и 24 ФЗ «О валютном контроле и валютном регулировании». К ним относятся:

  1. Открытие без ограничений в уполномоченных банках счетов (вкладов) в иноземной валюте.
  2. Юридические лица вправе рассчитываться через собственные счета, открытые в банках вне РФ.
  3. Юридические лица могут производить расчеты с физлицами-нерезидентами без применения счетов в реальных деньгах РФ по контрактам поштучной купли-продажи продукции, а также при оказании этим физическим лицам на землях РФ гостиничных, транспортных и иных услуг, предоставляемых населению.
  4. Юридические лица могут рассчитываться с гражданами-нерезидентами без применения счетов в иноземной наличной валюте и деньгах РФ за обслуживание самолетов заморских государств в аэроузлах, иностранных судов в морских и речных портах, а также при оплате нерезидентами аэропортовых, аэронавигационных и портовых сборов на землях РФ.
  5. Также юрлица могут производить без применения счетов в аккредитованных банках расчеты в иноземной наличной валюте и деньгах РФ с нерезидентами за обслуживание самолетов таких юрлиц в аэроузлах иноземных стран, судов таких юрлиц в заморских морских и речных портах, иного транспорта таких юрлиц во время его нахождения на землях иных стран, а также при оплате такими юрлицами аэропортовых, аэронавигационных, портовых пошлин и иных непреложных сборов на землях зарубежных стран, связанных с обеспечением работы таких юрлиц.
  6. Юрлица могут производить без применения банковских счетов расчеты в иноземной валюте и валюте РФ с пребывающими за границами РФ физлицами-резидентами, а также филиалами, резиденциями и иными подразделениями юрлиц, созданных согласно канонам РФ, и физлицами-нерезидентами по контрактам перевозки путников, а также расчеты в иноземной валюте и деньгах РФ с находящимися за пределами земель РФ физлицами-резидентами (нерезидентами) по соглашениям перевозки грузов, транспортируемых физлицами для семейных, частных, домашних и других нужд, не связанных с исполнением предпринимательской деятельности.
  7. Консульские учреждения, дипломатические представительства РФ и иные официозные представительства РФ, размещенные за пределами РФ, а также беспрестанные представительства РФ при межправительственных или межгосударственных организациях могут исполнять расчеты в реальной валюте с сотрудниками представительств без применения банковских счетов.
  8. Юрлица-резиденты РФ могут исполнять без применения банковских счетов расчеты в иноземной наличной валюте с пребывающими за границами РФ физлицами-нерезидентами по выплате жалованья работникам консульских учреждений, дипломатических представительств РФ и иных официозных представительств РФ, размещенных за границами РФ, а также беспрестанных представительств РФ при межправительственных и межгосударственных организациях, по выплате заработка служащим представительства юрлица-резидента, пребывающего за пределами земель РФ, по оплате или возмещению издержек, связанных с командированием работников на земли страны местонахождения учреждений, представительств и организаций и за ее границы, за исключением зоны РФ.
  9. Осуществление расчетов через личные банковские счета в любой иноземной валюте с проведением (если это нужно) конверсионной сделки по курсу, согласованному с аккредитованным банком, независимо от того, в какой иноземной валюте был открыт счет.
  10. Право ознакомления с актами проверок, исполненных агентами и органами валютной ревизии.
  11. Право обжалования действия (бездействия) и решения агентов и органов валютного контроля в установленном законом порядке.
  12. Право на компенсацию реального ущерба, нанесенного преступными действиями (бездействиями) агентов и органов валютного контроля, в установленном законом порядке.

Эти права закрепляет статья 24 ФЗ «О валютном контроле и валютном регулировании». К ним относятся:

  • Право ознакомления с актами ревизий, осуществленных агентами и органами валютной поверки.
  • Право обжалования действий (бездействий) и решений агентов и органов валютного контроля в установленном законом порядке.
  • Право на компенсацию реального ущерба, нанесенного преступными действиями (бездействиями) агентов или органов валютного контроля в установленном законом порядке.

Резиденты и нерезиденты страны с точки зрения валютного законодательства

Правила проведения операций в иностранной валюте регулируются положениями ФЗ-173, такие транзакции осуществляют банки-агенты валютного контроля, открывающие транзитные счета для заключения сделок. Валютное законодательство признаёт резидентами граждан РФ и иностранных государств, постоянно проживающих на территории страны по соответствующим документам российского образца (например, рабочая виза). Юридические лица признаются резидентами в случае регистрации на территории страны, а также ведения самостоятельной хозяйственной деятельности.

Валютные резиденты Российской Федерации обладают рядом прав и обязанностей:

  1. Соблюдение требований и ограничений, накладываемых валютным законодательством РФ. Например, частные лица, признанные валютными резидентами, могут отправлять за рубеж не более пяти тысяч долларов США (или эквивалента в другой валюте) за один рабочий день. В случае превышения лимита необходимо предоставить документы, подтверждающие источник происхождения средств.
  2. Возмещение ущерба, понесённого в результате некомпетентных действий агентов валютного контроля. Например, компания-резидент оплачивала поставку иностранного сырья в евро через транзитный счёт, ввиду ошибки операциониста банка-агента средства ушли на ошибочные реквизиты. Понесённый ущерб будет возмещён юридическому лицу в полном объёме.
  3. Необходимость предоставлять подтверждающие документы и сопроводительную информацию в органы валютного регулирования. Граждане и организации, имеющие статус резидентов, должны отчитываться об операциях с иностранной валютой и выполнять предписания государственных органов. Например, при регулярной отправке денежных средств родственникам, проживающим за рубежом, гражданин-резидент должен предоставить документы, подтверждающие родственную связь.

Статус валютного нерезидента подразумевает упрощённую схему операций с денежными знаками другого государства. Частные лица и организации могут переводить денежные знаки в иностранные банки без предоставления подтверждающих документов, а также не обязаны соблюдать требования и ограничения валютного законодательства РФ.

Российское валютное законодательство направлено на защиту интересов резидентов при участии во внешнеторговых операциях и сделках с иностранной валютой. Нерезидентам страны предоставляются упрощённые условия проведения валютных операций, но усложняется процесс открытия рублёвых банковских счетов.

Нерезидент в России

Кто такие нерезиденты РФ? К ним относятся:

  • Физлица, не являющиеся резидентами.
  • Физлица, беспрестанно проживающие за границами РФ, в том числе временно пребывающие на ее территории.
  • Юрлица, созданные согласно канонам зарубежных стран и местонахождению за границами РФ.
  • Организации и предприятия, не являющиеся юрлицами, созданные согласно канонам иноземных стран и местонахождению за границами РФ.
  • Аккредитованные в РФ консульские, дипломатические учреждения иноземных стран и беспрестанные представительства этих стран при межправительственных и межгосударственных организациях.
  • Межправительственные и межгосударственные организации, их представительства и филиалы в РФ.
  • Иные лица, не указанные в виде резидентов.

Расчет резидентства

Как считать 183 дня для резидента? Вопрос о налоговом статусе физлица решается сообразно с датой получения этим лицом прибыли, с которой нужно уплатить налог. Налоговому агенту (работодателю) необходимо, к примеру, определиться: является ли на дату 10 мая 2018 года трудящийся налоговым резидентом. Ведь ему нужно знать, по какой налоговой ставке вычислять НДФЛ — 13 % или 30 %.

Предлагаем ознакомиться  Какие документы нужны для расторжения брака при наличии детей

Для этого берется период в 12 месяцев, предшествующий дате получения прибыли. В нашем примере этот период начинается 10 мая 2017 года, а заканчивается 9 мая 2020 года. Далее нужно подсчитать число дней фактического нахождения физлица на землях РФ за это время.

При этом дни отъезда и дни въезда в РФ вводятся в дни фактического нахождения в стране. Между тем, период пребывания физлица в РФ не прекращается на периоды выезда за границы государства для скоротечного (менее 6 месяцев) врачевания или обучения (п. 2 ст. 207 НК РФ).

Если же человек выезжает на каникулы, он не подпадает под эту статью и не включается в период пребывания физлица в РФ. В итоге, если дней пребывания физлица в стране набралось 183 и больше, то лицо именуют налоговым резидентом.

Как подтвердить резидентский статус?

Чтобы иметь приятную ставку по подоходному сбору или же претендовать на налоговые послабления, нужно быть уверенным в собственном статусе резидента РФ. Статус этот не только должен подходить под нужное число дней пребывания в стране, но и отвечать критериям, характерным для резидента.

В первую очередь, резидент должен быть организованным и законопослушным работником, регулярно отчисляющим в казну подоходные налоги. При официальном трудоустройстве статус резидента подтверждается справкой 2-НДФЛ из бухгалтерского отдела, где указан статус гражданина и его налоговая ставка. Поэтому работающие граждане беспокоиться о подтверждении резидентства не должны.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Если плательщик гражданином страны не является, или же получает доход самостоятельно, или имеет отношение к иным категориям жителей России, ему придётся подтвердить статус резидента, так сказать, вручную. Для этого следует направиться в ФНС с соответствующим заявлением. Документ хоть и не имеет чёткой структуры и формата, утверждённых законодательно, в нём нужно отразить следующее:

  • данные обращающегося (ФИО, место жительства, адрес проживания);
  • год, за который требуется подтверждение резидентства;
  • копия ИНН;
  • документы, прилагаемые к заявлению (например, справки об отчисленных налогах или ксерокопия загранпаспорта);
  • контактные данные (номер телефона).

Помимо указанных документов потребуется приложить ксерокопию контракта с работодателем, подтверждающего трудоустройство человека в фирме, осуществляющей деятельность в стране, таблицу, где рассчитаны дни непрерывного пребывания в России (напоминаем, не менее, чем 183 дня). Документами, подтверждающими этот факт, могут быть выписки из журнала труда, табель учёта времени сотрудников или справка с рабочего места, заверенная отделом кадров.

Статус резидента российской федерации

Конкретный список бумаг, по которым устанавливается срок нахождения гражданина в стране и вне её, официально законом не утверждён. Поэтому можно использовать любые документы: паспорт и загранпаспорт, дипломатические документы, миграционную карту, удостоверения личности работников и подобное. Единственным документом, могущим подтвердить статус резидента по закону, является свидетельство из налоговой. Специалисты могут рассматривать заявление о просьбе подтвердить статус в течение сорока дней.

Отличия

Согласно валютному и налоговому законодательству РФ понятия «резидент» и «нерезидент» друг от друга отличаются. Причина в том, что валютное и налоговое законодательство РФ – это две разнородные отрасли права (статьи 72 и 71 Конституции РФ).

В соответствии с налоговыми законами нашей страны, гражданство и налоговое резидентство физлица между собой никак не связаны. Гражданин России может быть нерезидентом налоговым и наоборот – иностранец может быть налоговым представителем РФ.

Валютное право РФ вводит иные понятия «резидент» и «нерезидент». К примеру, согласно подпунктам «а» и «б» пункта 6 части 1 статьи 1 Федеративного закона «О валютном контроле и валютном регулировании» резидентами являются физлица – граждане РФ, за исключением:

  • граждан РФ, беспрестанно проживающих в иноземной стране не менее года;
  • владеющих выданным госорганом соответствующего иноземного государства видом на жительство;
  • непостоянно пребывающих в иноземной стране не менее года на базе рабочей или учебной визы со сроком действия не меньше года или на базе комплекса таких виз с суммарным сроком активности не меньше года;
  • беспрестанно проживающие в РФ на базе вида на жительство, предусмотренного законами РФ, иноземцы и лица без гражданства.

А нерезидентами являются физлица, не являющиеся резидентами согласно подпунктов «а» и «б» пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального канона «О валютном контроле и валютном регулировании» (подпункт «а» пункта 7 части 1 статьи 1 Федерального положения «О валютном контроле и валютном регулировании»).

Такое отличие отражается на обязанностях и правах резидентов и нерезидентов при исполнении валютных операций. Фактически, в соответствии с канонами РФ, физлицо, являющееся гражданином иной страны, одновременно может быть налоговым резидентом РФ (проживает не менее 183 суток в течение 12 месяцев подряд) и валютным нерезидентом (иностранец, не владеющий видом на жительство в РФ). Отсюда и неодинаковые последствия в отношении валютных операций и налогов.

Варианты подтверждения статуса

Согласно тексту вышеупомянутого Приказа ФНС, статус налогового резидента РФ подтверждается соответствующим документом (форма КНД 1120008), выдаваемым уполномоченным подразделением ФНС по запросу налогоплательщика.

Форма КНД 1120008

Данный документ охватывает годичный налоговый период, либо предшествовавший обращению заявителя, либо – текущий календарный год. В последнем случае подавать запрос на выдачу подтверждения следует не ранее, чем 03.07 текущего года.

Т.о., согласно вышеозначенному Приказу, процедура получения подтверждения включает следующие этапы:

  1. Составление заявления на предоставление подтверждения налогового статуса просителя (будь то физ- или юрлицо);
  2. Направление означенного заявления налогоплательщиком, либо его законным представителем в адрес уполномоченного органа;
  3. Получение заявителем подтверждения наличия (либо справки об отсутствии) статуса по итогам рассмотрения уполномоченным органом полученного запроса.

Предельный срок рассмотрения подобных заявлений – 40 календарных дней с момента получения в ФНС. Подтверждение выдается по каждому задекларированному источнику дохода и/или объекту имущества. Форма подтверждения – бумажный, либо электронный документ.

Подтверждение (либо справка об отсутствии) рассматриваемого статуса направляется заявителю по почте или через интернет. Желаемый способ доставки указывается в заявлении.

Первый возможный вариант получения рассматриваемого подтверждения – подача прошения (форма 1111048) в адрес территориального отделения ФНС по месту регистрации налогоплательщика. Если подтверждение требуется за текущий год, заявителю достаточно подать лишь прошение – лично, либо почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Форма 1111048

Бланк заполняется от руки печатными буквами, сведения приводятся в соответствии с экономическим статусом налогоплательщика (ИП, физ- или юрлицо) и подтверждающими это документами.

Если действие подтверждения должно охватывать период ранее трех лет, предшествовавших текущему (на момент подачи) году, то заявление также должно укомплектовываться иными документами (точный перечень зависит от конкретной ситуации, требующей наличия формы КНД 1120008):

  • Для юрлиц и ИП: банковские выписки и погашенные платежные поручения, копии налоговых деклараций, мемориальные ордера, регистры налогового учета, либо иные документы (в т.ч. устанавливающие необходимость получения рассматриваемого подтверждения);
  • Для физ. лиц: копии деклараций (по форме 3-НДФЛ) с отметками ФНС, либо иных документов, подтверждающих факты уплаты налогов по иным финансовым операциям, осуществленным за учетный период.

Кто такой «налоговый резидент» и чем он отличается от налогового нерезидента

В этой статье я постарался ответить на все вопросы, связанные с приемом иностранного работника на работу, а также с ситуациями, когда граждане РФ по каким-то причинам находились за границей РФ больше полугода, получая при этом регулярный доход или умудрились в этот же период времени продать какое-либо имущество (квартиру, дом, другую недвижимость, автомобиль, ювелирные изделия и др.).

Налоговое законодательство написано так, чтобы прочитав его никто и никогда не понял — кто такие налоговые нерезиденты и как это определить — ведь в Налоговом кодексе РФ (НК) нет ни четкого и понятного определения понятия «налоговый резидент», ни понятия «налоговй нерезидент»

Данная в статье 207 НК формулировка вызывает больше вопросов, чем дает хотя бы один понятный ответ на самый главный вопрос — к какой категории отнести себя, а для этого надо понять порядок определения статуса.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Можно ли обычному человеку понять из формулировки: «Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев» к какой из категорий налогоплательщиков он должен отнести себя, если он за последний год несколько раз пересекал границу (ездил в командировки и отпуск в ближнее или дальнее зарубежье, приехал в Россию несколько месяцев назад для учебы и (или) работы)? Наверное — нет, поэтому предлагаю более понятные определения этих понятий:

  • налоговый резидент — это такое физическое лицо, которое находится на территории России более 183 дней в течение календарного года;

  • налоговый нерезидент — это такое физическое лицо, которое находится на территории России менее 183 дней в течение календарного года.

Примечание: приведен порядок определения статуса налогового резидента РФ, исходя из положений Налогового кодекса РФ. Между тем в силу ст. 7 НК РФ если международным договором РФ установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах, то применяются правила и нормы международных договоров.

  • Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал» от 05.12.1998 (статья 4);

  • Соглашение между Правительством РФ и Правительством Украины «Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от уплаты налогов» от 08.02.1995 (статья 4).

Предлагаем ознакомиться  Как написать заявление в банк (МФО) на предоставление копий документов по кредиту

(!) При этом положений, обязывающих налогоплательщиков уведомлять налоговые органы о факте утраты статуса налогового резидента Российской Федерации, а также о подтверждении статуса нерезидента России, Налоговый кодекс РФ до 2017 года не содержал.

Особенности налогообложения доходов граждан Украины

Как мы видим, для определения статуса физ.лица имеет значение лишь один критерий — время нахождения на территории России, а другие критерии (в т.ч. — гражданство) никакого значения не имеют. При этом (согласно п. 2 статьи 207 НК) физ. лицо считается находящимся на территории РФ и в тех случаях, когда физ. лицо выезжает за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее 6 месяцев):

  • лечения;

  • обучения;

  • исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

Примечание: важно отметить, что основанием для учета периода краткосрочного обучения или лечения за границей в количестве дней нахождения на территории РФ является цель выезда: краткосрочное обучение или лечение. Если же физическое лицо находилось за границей с иными целями и в этот период прошло там обучение (лечение) длительностью до шести месяцев, дни обучения (лечения) в период нахождения в РФ не включаются. В частности, подобные разъяснения в отношении краткосрочного обучения можно найти в Письме Минфина России от 26.09.2012 № 03-04-05/6-1128.

Документами, подтверждающими нахождение физического лица за пределами Российской Федерации для лечения или обучения, могут являться договоры с медицинскими (образовательными) учреждениями на лечение (обучение), справки, выданные медицинскими (образовательными) учреждениями, свидетельствующие о проведении лечения (прохождении обучения), с указанием времени проведения лечения (обучения), а также копии паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы (Письмо Минфина РФ от 26.06.2008 N 03-04-06-01/182).

Документами, подтверждающими фактическое нахождение физических лиц за пределами Российской Федерации в целях лечения, могут являться копии страниц загранпаспорта со специальными (лечебными) визами, выданными консульскими органами иностранных государств, и отметками органов пограничного контроля о пересечении границы, а также копии договоров с иностранными медицинскими учреждениями об оказании соответствующих услуг (Письмо ФНС России от 27.05.2016 № ОА-3-17/2417@, от 10.06.2016 N ЗН-3-17/2619@).

Документами, подтверждающими фактическое нахождение физических лиц за пределами Российской Федерации в целях обучения, могут являться копии страниц загранпаспорта со специальными (учебными) визами, выданными консульскими органами иностранных государств, и отметками органов пограничного контроля о пересечении границы, а также копии договоров с иностранными образовательными учреждениями об оказании соответствующих услуг (Письмо ФНС России от 15.10.2015 N ОА-3-17/3850@).

Кто такой нерезидент?

Головоломкой является ответ на вопрос о налоговом статусе и для тех лиц, которые собираются на длительное время уехать из России в командировку или на ПМЖ, в связи с чем продают свое имущество — квартиру, землю, дом, гараж, автомобиль и другое имущество.

А ведь это принципиальный для любого человека вопрос, от которого зависит какой налог должен удерживаться с дохода такого лица (налог на доходы физических лиц или НДФЛ) — 13% или 30%, ведь разница в 2,3 раза очень существенная.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Разъяснений о том, должны налогоплательщики подтверждать свой статус налогового резидента РФ или нет, а также не говорится о том, в каком порядке это следует делать налоговым агентам.

А если учесть, что как само налоговое законодательство, так и мнение Минфина РФ и ФНС РФ меняются как погода в сентябре, то становится грустно.

Особенности налогообложения для граждан Республики Казахстан

Между Правительствами России и Украины заключено Соглашение от 08.02.1995 «Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от уплаты налогов» (далее — Соглашение).

По условиям пункта 1 статьи 15 Соглашения доходы граждан Украины от работы по найму в России облагаются НДФЛ в России. Но если гражданин Украины проработал в России в общей сложности менее 183 календарных дней течение календарного года, то его доходы подлежат налогообложению на Украине.

Для этого (по правилам пункта 2 статьи 232 НК РФ) работнику — гражданину Украины следует представить работодателю и в налоговый орган, где работодатель состоит на налоговом учете, подтверждение своего постоянного местопребывания на территории Украины, выданное налоговыми органами Украины.

Таким документом может быть:

  • официальное подтверждение того, что работник является налоговым резидентом Украины;

  • документ о полученном доходе и об уплате налога на Украине, подтвержденный налоговой инспекцией Украины.

Налоговый резидент и резидент

Федеральным законом от 04.10.2014 № 285-ФЗ «О внесении изменений в статьи 217 и 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (имеющим обратную силу и подлежащим применению с 01.01.2014) для лиц:

  • признанных беженцами;

  • получившими временное убежище на территории России,

установлена ставка налога на доходы физических лиц в размере 13%

Исчисление и уплата НДФЛ, а также подача налоговой декларации иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму в Российской Федерации на основании патента, выданного в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ, производятся в порядке, установленном статьей 2271 НК.

Между Российской Федерацией и Республикой Казахстан действует Конвенция от 18.10.1996 «Об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал», далее — Конвенция.

Статьей 15 Конвенции предусмотрено, что вознаграждение, получаемое резидентом Республики Казахстан в связи с работой по найму, осуществляемой в Российской Федерации, облагается налогом только в Республике Казахстан, если:

  1. Получатель находится в России в течение периода или периодов, не превышающих в совокупности 183 дней за любые 12 месяцев;

  2. Вознаграждение выплачивается нанимателем или от имени нанимателя, не являющегося резидентом России;

  3. Вознаграждение не выплачивается постоянным учреждением или постоянной базой, которую наниматель имеет в России.

В переводе с русского на понятный это означает, что если гражданин Республики Казахстан живет и работает в России меньше 183 дней в календарном году или зарплату платит налоговый нерезидент РФ, то зарплата за выполнение трудовых обязанностей (т.е. — по трудовому договору) не облагается налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) в России, а подлежит налогообложению в Республике Казахстан.

Для освобождения от уплаты НДФЛ в России с доходов (по правилам пункта 2 статьи 232 НК РФ), необходимо представить официальное подтверждение того, что гражданин Республики Казахстан является ее налоговым резидентом.

Подобные соглашения (конвенции) об устранении двойного налогообложения также заключены с Киргизией, Таджикистаном и некоторыми другими государствами.

Согласно положениям статьи 73 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (вступил в силу 01.01.2015) доходы в связи с работой по найму, полученные гражданами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Республики Армения, с 1 января 2015 г. облагаются по налоговой ставке 13 процентов, начиная с первого дня их работы на территории Российской Федерации (разъяснения, данные в Письме Минфина России от 27.01.

2015 N 03-04-07/2703 и Письме ФНС России от 10.02.2015 N БС-4-11/1561@ «О налогообложении доходов от работы по найму, полученных гражданами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Республики Армения, в связи с вступлением в силу 01.01.2015 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года»).

Из положений пункта 2 статьи 14 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Армения об устранении двойного налогообложения на доходы и имущество от 28.12.1996 следует, что доходы, выплачиваемые резиденту Армении российским нанимателем, могут облагаться налогом в Российской Федерации.

С 01.01.2015 вступил в силу Договор о Евразийском Экономическом Союзе. Из положений статьи 73 этого Договора следует, что с 01.01.2015 доходы, выплачиваемые российскими работодателями, в том числе физическими лицами, гражданам Армении по трудовым договорам, облагаются в России по ставке 13 процентов независимо от налогового статуса получателей этих доходов, если работа выполняется ими на территории России.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Как разъяснила ФНС в Письме России от 30.04.2015 N ОА-3-17/1811@ для применения работодателем-организацией ставки налога в размере 13 процентов в отношении доходов от работы по найму получение налогоплательщиком специального удостоверения (подтверждения) от российского налогового органа не требуется.

12 августа 2015 г. вступил в силу Договор о присоединении Киргизии к Евразийскому экономическому союзу, а это означает, что киргизские граждане:

  • могут работать в России без трудового патента;
  • продолжительность временного пребывания (проживания) трудящихся-мигрантов из Киргизии и членов их семей на территории нашей страны определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного с работодателем. В случае расторжения этих договоров по истечении 90 суток с даты въезда в Россию киргизские граждане вправе без выезда в течение 15 дней заключить новый договор;
  • с 20 июля 2015 года прибывшие для работы в Россию трудящиеся-мигранты, а также члены их семей освобождены от обязанности вставать на миграционный учет в течение 30 суток с даты въезда. При въезде в Россию по документам, допускающим проставление отметок о пересечении госграницы, граждане Киргизии освобождаются от заполнения миграционной карты при условии, что срок их пребывания не превысит 30 суток с даты въезда;
  • киргизские трудящиеся-мигранты освобождены от прохождения процедуры признания документов об образовании, выданных в их стране.
Предлагаем ознакомиться  Какой статус плательщика ставить при отправки платежки судебным приставам

ФНС России в своем Письме от 27.08.2015 N ЗН-4-11/15078″О налогообложении доходов физических лиц» разъяснил, что:

  • доходы граждан Киргизской Республики, полученные с 12 августа 2015 года в связи с работой по найму в Российской Федерации, облагаются налогом с применением налоговой ставки 13 процентов независимо от наличия статуса налогового резидента РФ, если иное не предусмотрено соответствующим соглашением об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы;
  • в отношении доходов от работы по найму граждан Киргизской Республики, являющихся налоговыми резидентами этого государства, полученных до 12 августа 2015 года, применяется общий порядок налогообложения, предусмотренный Налоговым кодексом РФ, а также соответствующие положения Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы.

Порядок определения статуса «налоговый резидент — нерезидент» или как посчитать период в 12 месяцев и 183 дня при определении статуса физического лица

Что же означает практически пребывание «не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев»?

Практически это означает, что:

  • наличие или отсутствие гражданства РФ никакого значения для определения статуса налогового резидента (нерезидента) не имеет (т.е. как налоговыми резидентами, так и нерезидентами могут быть и граждане РФ, и иностранные граждане и лица без гражданства);

  • учитывается любой непрерывный 12-месячный период, который может начаться в одном году, а закончиться — в другом (это актуально для выплаты зарплаты нерезидентам);

  • окончательный статус налогоплательщика определяется по окончании календарного года (п. 3 статьи 225 НК), поскольку налоговым периодом для НДФЛ является календарный год.

    Примечание: Доходы в связи с работой по найму, осуществляемой в РФ гражданами государств — членов Евразийского экономического союза, подлежат обложению НДФЛ с применением налоговой ставки 13% начиная с первого дня их работы на территории РФ. При этом по итогам налогового периода определяется окончательный налоговый статус физического лица в зависимости от времени его нахождения в РФ в данном налоговом периоде. Если по итогам налогового периода сотрудники организации не приобрели статус налогового резидента (находились в РФ менее 183 дней), их доходы, полученные в данном налоговом периоде, подлежат обложению НДФЛ по ставке в размере 30% (письмо Минфина России от 27 февраля 2019 г. № 03-04-06/12764).

183-дневный период определяется путем сложения всех календарных дней, в которые налогоплательщик находился в России в течение 12 идущих подряд месяцев.

В этот 183-дневный срок включаются и день въезда в РФ и выезда из России. Этот вывод подтверждают и разъяснения ФНС, изложенные в Письме ФНС России от 10.06.2015 № ОА-3-17/2276@.

Здесь же надо обратить внимание на то, что 183-дневный период не прерывается на периоды выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения налогоплательщика.

Примечание: хотя:

  • положения пункта 2 статьи 207 НК и не содержат указания на начальные или конечные даты для отсчета 12-месячного периода, в пределах которого учитывается количество дней пребывания налогоплательщика в РФ;

  • на данный момент ФНС считает, что физлицо можно признать резидентом, когда оно находится в России менее 183 дней в году, но у него есть постоянное жилье в России, если это подтверждается правом собственности на жилой объект или постоянной регистрацией по месту жительства, либо имеет в России центр жизненных интересов, под которым понимается место нахождения семьи, основного бизнеса или работы (Письма ФНС России от 11.12.2015 № ОА-3-17/4698@, от 13.11.2015 № ОА-3-17/4271@),

предлагаем исходить из:

  • системного толкования пункта 2 статьи 207 НК в совокупности с п. 3 статьи 225 НК, поскольку налоговым периодом для НДФЛ является календарный год;

  • учета того, что разъяснения ФНС, данные в Письмах ФНС России от 11.12.2015 № ОА-3-17/4698@ и от 13.11.2015 № ОА-3-17/4271@:

    • не носят универсального характера, а касаются только случаев, когда между РФ и страной пребывания налогоплательщика имеется международный договор об избежании двойного налогообложения и по условиям этого договора лицо можно признать налоговым резидентом в обеих странах;

    • являются ответами на 2 конкретных вопроса об определении статуса налогоплательщика при получении доходов:

      1) от контролируемых иностранных компаний;

      2) в виде зарплаты, когда работник находится в командировке за границей;

  • учета того, что Минфин РФ придерживается противоположного мнения (Письмо Минфина РФ от 08.12.2014 № 03-04-06/62838), а мнение ФНС может измениться уже завтра, что может повлечь (с учетом отсрочки исполнения обязательств) неблагоприятные последствия (в виде уплаты не 13%, а 30% НДФЛ) и невозможности исправить ситуацию (к примеру, находиться в России 183 дня).

С 1 января 2011 года порядок возврата НДФЛ при смене статуса в течение календарного года принципиально изменился — теперь:

  • излишне удержанный налоговым агентом НДФЛ возвращает налоговая инспекция, в которой такой налогоплательщик стоит на учете (т.е. в ФНС по месту жительства (пребывания));

  • инспекция возвращает НДФЛ только по окончании года;

  • инспекция возвращает НДФЛ только при подаче налогоплательщиком определенного комплекта документов,

о чем прямо указано в пункте 1.1. статьи 231 Налогового кодекса РФ.

Важно знать, что перерасчет и последующий возврат НДФЛ происходит только за тот год, в котором у налогоплательщика изменился статус и он стал налоговым резидентом. Например, он приехал в Россию в сентябре 2013 года и сразу (в сентябре) устроился на работу. Через 6 месяцев (с апреля 2014 года) такой работник стал налоговым резидентом. В такой ситуации этот налогоплательщик может расчитывать на возврат излишне уплаченного НДФЛ.

Таким образом, с 1 января 2011 года введен специальный порядок возврата сумм НДФЛ в связи с перерасчетом налога с доходов физического лица после приобретения им статуса налогового резидента РФ.

На основании этих документов налоговый орган обязан принять решение о возврате суммы излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась (пункт 8 статьи 231 НК).

В интернете можно встретить рекомендации по возврату излишне удержанного у налогового нерезидента (который стал впоследствии резидентом) НДФЛ самим налоговым агентом.

Воспользоваться такими рекомендациями или нет — решать Вам. Но надо иметь в виду, что такакя ситуация называется Вашим налоговым риском, т.е. тот, кто рекомендует — ничем не рискует, а ответственность за реализацию таких ремоендаций будет нести налоговый агент.

Необходимые документы, обосновывающие и подтверждающие статус налогового резидента или нерезидента

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Должны налогоплательщики подтверждать свой статус налогового резидента или нет, в Налоговом кодексе РФ нет ни слова — это было бы забавно, если бы не выбор между ставками в 13% и 30% по доходам. А ведь это очень важный вопрос в том числе и для бухгалтера, так как организация как налоговый агент должна удержать и перечислить в бюджет сумму НДФЛ с доходов, которые она выплачивает работникам, а так как ставки различны в 2,3 раза, то это очень существенный момент.

С 1 января 2011 г. налоговые агенты обязаны самостоятельно разрабатывать регистры налогового учета данных о физических лицах и определять порядок отражения в них сведений. Такие регистры обязательно должны содержать данные, которые позволяют идентифицировать налогоплательщика, определить его статус, вид и сумму выплаченных ему доходов, предоставленных вычетов, даты выплаты дохода, удержания и перечисления налога, а также реквизиты платежного поручения (основание – пункт 1 статьи 230 Налогового кодекса РФ).

Другими словами, чтобы обосновать правомерность применения того или иного порядка налогообложения доходов, нужно документально обосновать и подтвердить налоговый статус физического лица.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Поскольку конкретный перечень документов, которые обосновывали бы (подтверждали бы) налоговый статус налогоплательщика, ни Налоговым кодексом РФ, ни какими-либо иными нормативными документами до 2017 года не был установлен, такое подтверждение возможно на основании любых документов, позволяющих установить количество календарных дней пребывания физического лица на территории РФ в течение предшествующих 12 последовательных месяцев. Данный вывод подтверждают разъяснения ФНС (к примеру, Письмо ФНС России от 30.12.2015 № ЗН-3-17/5083).