Особенности процедуры увольнения с госслужбы

Некоторые моменты расторжения контрактов госслужащих существенно отличаются от обычного увольнения. Для регулирования деятельности сотрудников, находящихся на государственной службе, разработаны отдельные нормативные акты, утвержден порядок действий. Важно учитывать характер места трудоустройства (муниципальное, гражданское, иное) и основания разрыва договора.

Увольнение с госслужбы подчиняется общим правилам расторжения трудовых контрактов, закрепленных ТК РФ:

  • ст. 36 – сроки уведомления руководства, отработка;
  • ст. 39 – ситуации, при которых работник освобождается от занимаемой должности.

Отдельные моменты (отличия) зафиксированы в Федеральном законе № 79-ФЗ (глава 6). В 2010 году была разработана специальная Памятка на увольнение госслужащего, где процедура (сроки, основания, действия) описана детально – она утверждена Постановлением Правительства РФ № 700. Кроме этого указаны права и обязательства уволенного работника. Например, запрет на разглашение служебной и любой конфиденциальной информации после расторжения договора.

Госслужба – это основа государственной деятельности, осуществляющая действия организационного, исполнительного и иного характера. Суть заключается в выполнении распоряжений государственного уровня. Работать могут только те физические лица, которые были официально назначены на должность.

Федеральный закон № 58 от 27.05.03г. дает следующее определение – это вид профессиональной деятельности по осуществлению полномочий:

  • Документы в рукахРоссийской Федерации, как целого субъекта;
  • органов власти федерального и местного уровней;
  • субъектов РФ, как самостоятельных единиц;
  • физических лиц, назначенных на замещение должностей в соответствии с положениями Конституции РФ и НПА местного уровня (президента, судьи, губернатора, иных).

Нюансы правового статуса закреплены в соответствующих федеральных законах и Конституции РФ. Система госслужбы не едина. Различают следующие типы:

  1. государственная гражданская (федерального и муниципального уровней);
  2. военная (в том числе альтернативная);
  3. правоохранительная.

Для каждого типа разработаны отдельные Федеральные законы. Например, 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» и другие.

Если увольнение муниципального или иного служащего проводится по собственному желанию, объяснять причины своего ухода работник не должен. Процедура не отличается от стандартной, порядок действий зафиксирован в ТК РФ. Когда освобождение от должности инициируется руководителем, требуются серьезные основания. Допустимые варианты перечислены в ст. 33 Федерального закона РФ № 79. К ним относят:

  • Коробка с офисными вещамиокончание срока действия договора;
  • взаимное соглашение;
  • смерть сотрудника или наступление иных обстоятельств, никак не связанных с волеизъявлением сторон;
  • собственное желание;
  • несоблюдение трудовой дисциплины (прогулы, частые опоздания, иные правонарушения);
  • состояние здоровья работника;
  • перевод на должность другой государственной структурной единицы (органа);
  • невозможность и отказ физлица переезжать в другой регион для продолжения службы;
  • утрата статуса гражданина РФ;
  • нарушение установленных законом нюансов и ограничений (например, запрет на коммерческую деятельность для чиновников);
  • отказ от перехода на другую предложенную должность, если возникла частичная или временная нетрудоспособность.

Основанием для увольнения госслужащего могут стать и другие причины, если нет противоречия действующему законодательству и нарушения прав работника.

В отличие от иных категорий сотрудников, государственным служащим могут назначить больший испытательный срок – от одного месяца до года. Период устанавливается руководителем, если иное не предписано законом. В течение данного времени гражданина могут уволить в любой момент, предварительно уведомив в письменном виде за три календарных дня.

После увольнения с государственной службы работник не имеет права устраиваться в подобные органы в течение двух лет. По истечении данного периода, если требуется трудоустройство в госорган, создается специальная комиссия, которая принимает окончательное решение. О новом месте работы необходимо сообщать дополнительно (обязанность лежит на сотруднике и руководителе).

Восстановлению в должности подлежит только незаконно уволенный служащий. Решение принимает суд местного уровня. Исковое заявление может подать работник или доверенное лицо (оформляется официально в письменной форме). Важно учитывать следующие нюансы:

  • обращение в суд допустимо в течение 30 дней с момента получения приказа на увольнение, трудовой книжки;
  • кроме описания сложившейся ситуации, необходимо приложить подтверждающие документы (уведомления, переписку, свидетельские показания, другие);
  • истец вправе просить суд провести экспертизу на правомерность действий сотрудников государственного органа.

Если решение оказывается в пользу работника, восстановление производится на следующий день после вступления документа в силу (обычно через 10 дней, которые отсчитываются с даты оглашения судьей). Но если действия уполномоченных лиц бывшего работодателя признают правомерными, вернуться будет невозможно.

Государственная служба отличается от обычного найма сотрудников по нескольким пунктам. Процедура увольнения регулируется правилами Трудового кодекса РФ и отдельными нормативно-правовыми актами (Федеральными законами в частности). С особым вниманием следует отнестись к расторжению контракта по инициативе работодателя, а также к ограничениям, налагаемым на бывших государственных служащих.

В июле 2009 г. госслужащий был уволен с должности начальника МРИ ФНС России по Республике Дагестан. Не согласившись с данным кадровым решением, госслужащий обратился в суд. Тот признал приказ об увольнении незаконным и обязал ответчика восстановить истца на работе. Правда, суд счел излишним указать в резолютивной части наименование должности, на которую госслужащий подлежит восстановлению, но при этом нашел возможным включение в нее требования к ответчику о заключении с истцом служебного контракта.

Как госслужащего на работе восстанавливали

Видимо, осознавая таящиеся в подобных изъянах возможности, представитель нанимателя исполнять судебное постановление не торопился. И госслужащий через полтора года вновь отправился в суд. На этот раз — с иском о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула за период с октября 2009 г. по апрель 2011 г.

Это требование госслужащего также было удовлетворено. И хотя в связи с разногласиями по поводу порядка расчета подлежащей взысканию суммы в судах Республики Дагестан дело пересматривалось дважды, решение в результате было оставлено без изменений. При этом, поскольку доказательств восстановления истца на работе у ответчика не имелось, у всех инстанций, рассматривавших дело, сомнений в законности предъявленного требования не возникло.

Между тем иная оценка правомерности заявленного иска имелась у ответчика. Согласно ей необходимым условием взыскания денежного довольствия за время вынужденного прогула является указание должности, на которую восстановлен истец. А поскольку такая конкретика в первоначальном решении отсутствует, то и о выплате денежных сумм, на которые претендует истец, говорить не приходится. По жалобе ответчика дело отправилось на третий пересмотр — уже в ВС РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 394 ТК РФ в случае признания увольнения незаконным работник должен быть восстановлен на прежней работе. Решение об этом подлежит немедленному исполнению. Если работодатель промедлит с восстановлением незаконно уволенного работника, последнему за все время задержки должен быть выплачен средний заработок (ст. 396 ТК РФ).

Что значит восстановить на работе, ТК РФ не раскрывает, рассчитывая, видимо, на здравый смысл правоприменителя. Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» устанавливает, что требование о восстановлении на работе незаконно уволенного работника считается фактически исполненным, если взыскатель допущен к исполнению прежних трудовых обязанностей и отменен приказ (распоряжение) об увольнении взыскателя (ч. 1 ст. 106).

По мнению КС РФ, результатом восстановления на работе является фактический допуск работника к исполнению обязанностей, которые выполнялись им до увольнения, последовавший после совершения представителем работодателя всех необходимых для этого действий (издание им приказа об отмене своего незаконного распоряжения об увольнении и т.п.

Как госслужащего на работе восстанавливали

) (Определение КС РФ от 15.07.2008 N 421-О-О). В Обзоре законодательства и судебной практики ВС РФ за II квартал 2010 года можно встретить следующее утверждение: «Смысл процедуры восстановления на работе заключается именно в отмене правовых последствий увольнения путем отмены приказа об увольнении (а не путем издания приказа о восстановлении на работе после вынесения судом решения о восстановлении на работе)».

Действующее законодательство позволяет работодателю увольнять работника только при наличии законного основания и с соблюдением установленной процедуры. Если границы дозволенного работодатель игнорирует, то с точки зрения закона юридические последствия подобной активности выражаются лишь в возникновении у незаконно уволенного сотрудника права на соответствующие меры защиты и никоим образом не влияют на статус заключенного с этим работником трудового договора.

Предлагаем ознакомиться  Сколько времени прокуратура рассматривает жалобу

Таким образом, поскольку действующее законодательство и правоприменительная практика наделяют предписание «восстановить на работе» вполне конкретным смыслом, включение в него должности не является необходимым условием исполнимости этого требования. В конце концов достаточно, чтобы о ней помнил незаконно уволенный работник, а от работодателя требуется только лишить юридической силы все изданные им в связи с увольнением документы и допустить работника к выполнению своих трудовых обязанностей, оговоренных в продолжившем свое действие трудовом договоре.

Некоторые нюансы процедуры

  • истечение срока действия заключенного контракта;
  • соглашение, достигнутое между сотрудником и работодателем;
  • смерть государственного служащего (а также наступление иных обстоятельств, не зависящих от воли участников контракта);
  • инициатива самого чиновника;
  • инициатива его руководителя (если имел место прогул, или по состоянию здоровья госслужащего);
  • перевод на работу в другой госорган;
  • отказ сотрудника от переезда вместе с организацией в другую местность;
  • утрата российского гражданства (при работе в организациях, не связанных с госслужбой, данное обстоятельство не является причиной для расторжения трудового договора);
  • несоблюдение предусмотренных законом ограничений и нарушение запретов (например, касающихся неучастия в коммерческой деятельности во время службы);
  • отказ сотрудника от иной должности, которая была ему предложена в соответствии с частичной нетрудоспособностью или медицинским заключением и т. п.

На протяжении этого периода данный представитель вправе уволить подчиненного в любое время, письменно предупредив его о своем решении за три дня. Уведомление руководства работником о своем уходе со службы во время испытания происходит в тот же срок.

В законе о государственной службе нет некоторых оснований для увольнения, прописанных в Трудовом кодексе. К ним, в частности, относятся:

  • смены собственника (имущества госструктуры);
  • совершение аморального проступка (если работа связана с исполнением воспитательных функций).

Несмотря на некоторые нюансы увольнения сотрудника — госслужащего, в основном оно проходит по привычной схеме, знакомой всем, кто когда-либо уходил с работы. При уходе со службы по собственной инициативе или по согласию сторон, он пишет заявление и передает его в отдел кадров. Если же увольнение происходит помимо его воли, работнику вручают соответствующий приказ.

портфель на кресле

Любая процедура, связанная с трудоустройством граждан имеет порядок, закрепленный Кодексом и соответствующими нормативными актами. Увольнение госслужащего по собственному желанию или по инициативе руководителя практически не отличается от аналогичного, не связанного с государственными органами, действия.

Оповещение

Если гражданин решил уволиться с государственной службы по личному желанию, необходимо написать и подать заявление о расторжении контракта. Составляется в двух идентичных экземплярах, на втором принимающий сотрудник (секретарь, отдел кадров, бухгалтер) ставит отметку – именно с этой даты начинается отсчет периода отработки (14 дней). Возможно увольнение в любой день по следующим основаниям:

  • Сбор вещейвыход на пенсию;
  • расторжение контракта на условиях, согласованных сторонами в добровольном порядке;
  • поступление в ВУЗ (только очная форма);
  • изменение состояния здоровья в худшую сторону (если продолжение службы невозможно по очевидным причинам);
  • назначение на другую должность после выборов;

Могут возникнуть и другие причины. Если повод уважительный, не противоречит действующему законодательству, возможно расторжение без предварительного оповещения и отработки.

Если расторжение договора является инициативой работодателя, работника также необходимо уведомить в письменной форме. Стандартный срок – не позднее, чем за три дня до предполагаемой даты.

На основании письменного заявления или распоряжения руководителя отдел кадров государственного органа готовит приказ на увольнение (является стандартным документом при расторжении рабочего договора). В тексте указывают:

  1. личные данные сотрудника;
  2. реквизиты организации;
  3. основания для завершения рабочих отношений;
  4. сроки трудоустройства, порядок и размеры выплат.

Расчет

Как госслужащего на работе восстанавливали

В последний официальный рабочий день с работником производят окончательный расчет – начисление и перевод денежных средств, положенных к выплате от предприятия. Некоторые являются обязательными и относятся ко всем категориям наемных сотрудников (в том числе государственным):

  1. зарплата за действительно отработанное время;
  2. компенсация неиспользованных отпусков, выходных;
  3. материальная помощь (если положена).

Кроме начислений производятся удержания, если необходимо. Например, переведены денежные средства за будущую командировку, но поездка не состоялась в связи с увольнением.

Восстановление служащего предполагает следующие особенности:

  • Период вынужденного прогула (а при незаконном увольнении прогул будет именно вынужденным) включается в стаж работы, на основании которого предоставляется ежегодный отпуск. К примеру, организация должна предоставить ежегодный отпуск сотруднику после того, как он отработает полгода. Работник отработал 5 месяцев, после чего его незаконно уволили. Вынужденный прогул составил месяц. В этом случае общее время службы в организации составит 6 месяцев. То есть сотрудник получает право на оплачиваемый отпуск. Данная норма указана в части 1 статьи 121 ТК РФ.
  • Что делать, если на должности уволенного служащего уже работает другой человек? Восстановление работника является основанием для увольнения нового служащего, поступившего на должность. Данные нормы оговорены в статьях 77 и 83 ТК РФ. Однако, если это возможно, служащему нужно предложить иную должность. Если работник отказывается от должности, ему нужно начислить выходное пособие, равное заработку за 2 недели. Норма определена в статье 178 ТК РФ.
  • Если в расписании отсутствует должность, на которой работал восстанавливаемый служащий, требуется внести соответствующие изменения. Альтернативный вариант – оформление штатного расписания. Издается приказ.

Большая часть нюансов при восстановлении изложена в ТК РФ.

Исполнению не подлежит

ВС РФ решил подойти к делу основательно и подвергнуть ревизии не только обжалуемые судебные постановления, но и то, с которого вся история и началась, — первоначальное решение о восстановлении на службе. Видимо, чтобы впредь из-за него уже не возникало проблем.

Как госслужащего на работе восстанавливали

Суд начал с того, что привел факты, свидетельствующие, по его мнению, о том, что решение о восстановлении на службе, несмотря на всю его неконкретность, ответчик добросовестно пытался выполнить: истцу вместо прежней его должности были предложены две другие, вакантные в тот момент в инспекции, занять которые истец отказался.

Далее, констатируя безвыходность сложившейся ситуации, ВС РФ указал на священность свободы служебного контракта и объективную невозможность его оформления без согласия самого истца.

Итогом же логических построений Суда явился вывод о том, что отсутствие в первоначальном решении о восстановлении на службе конкретной должности, в которой истец должен быть восстановлен, «делает это судебное постановление неопределенным и неисполнимым для ответчика». При этом, в чем еще может выражаться восстановление на службе, кроме как в предоставлении возможности выполнять прежние должностные обязанности, служители Фемиды не пояснили.

Хотя, как представляется, рассуждения о неопределенности предписания «восстановить на службе» (именно так — без указания должности) должны бы подкрепляться обоснованием вариативности его законного исполнения или в ряде случаев ссылкой на наличие между ответчиком и истцом на момент незаконного увольнения нескольких трудовых отношений (скажем, истец работал и как внутренний совместитель). Но ни о чем таком в Постановлении ВС РФ не говорится.

Итоговое заключение ВС РФ для госслужащего оказалось неутешительным: в требовании о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула ему было отказано в связи с тем, что первоначальное решение суда о восстановлении на работе ввиду своей неисполнимости не может быть основанием для заявленных требований, а другие причины для удовлетворения иска отсутствуют.

Подача заявления на увольнение

Государственный или муниципальный служащий подает заявление на увольнение за две недели до ухода со службы.Закон позволяет ему уволиться без отработки, с любого дня, по следующим основаниям:

  • выход чиновника на пенсию;
  • расторжение служебного контракта по соглашению между госслужащим и руководством организации;
  • зачисление в образовательное учреждение;
  • ухудшившееся состояние здоровья, не позволяющее продолжить службу;
  • избрание на иную государственную должность;
  • иные уважительные причины.

Если чиновник считает, что он не может отрабатывать две недели, его заявление об увольнении с государственной гражданской службы должно указывать на обстоятельства, позволяющие ему расторгнуть контракт с любой даты. То есть, имея «льготное» основание для прекращения госслужбы, о нем нужно сообщить в заявлении.

Например, написать: «Прошу расторгнуть служебный контракт в связи с зачислением меня на 1 курс очной магистратуры в Институт культуры с 1 сентября 2020 года».

Предлагаем ознакомиться  Что такое фиктивный брак и чем он опасен

Указывая особые основания для увольнения, чиновнику следует подтвердить их документально. В частности, имеющиеся проблемы со здоровьем можно удостоверить заключением врача, а поступление в институт – копией приказа о зачислении.

Если чиновнику пришлось отработать положенные по закону 14 дней, то в течение данного периода он вправе отозвать поданное заявление. В этом случае увольнение с госслужбы не состоится, если только на место передумавшего служащего еще не взят другой человек.

Приказ об увольнении госслужащего

На основании представленного сотрудником заявления, кадровая служба госоргана издает приказ о его увольнении по собственной инициативе – в соответствии с п.3, ч.1, ст. 33 закона № 79 о государственной службе.

Приказ оформляется и при увольнении госслужащего по иным основаниям, которые также фиксируются в документе. При этом ссылка идет не на статьи и пункты Трудового кодекса, а на соответствующие нормы закона о госслужбе. Например, если причиной для увольнения стала проваленная чиновником аттестация, следует сослаться на п.4, ч.1 ст. 33 ФЗ № 79, а не на п.4 ч.1 ст. 77 ТК.

В приказе указываются:

  • номер служебного контракта и дата его заключения;
  • дата его прекращения;
  • Ф.И.О и должность увольняющегося чиновника;
  • основание для расторжения контракта;
  • сроки выплаты и размер полагающихся компенсаций;
  • дата издания документа и подпись руководителя госоргана.

Госслужащий – это работник, который выполняет свои трудовые функции на госслужбе. Выделяют два вида госслужащих:

  1. Федеральные. Они получают свое вознаграждение из федерального бюджета. К таким служащим относятся военные, служащие федеральных органов, государственных компаний
  2. Гражданские госслужащие в субъектах. Они трудятся в регионах и доход получают из региональных бюджетов

Иными словами все, кто работает в органах государственной власти, являются госслужащими. В отличие от обычных работников такие служащие имеют некоторые преимущества:

  • Можно получать бесплатное медицинское обслуживание в государственных медицинских организациях. Перечень таких услуг открытый
  • Госслужащие периодически проходят обучение для повышения уровня своей квалификации
  • Они имеют более продолжительный отпуск
  • Служащим положены дополнительные премии
  • У них имеются льготы при покупке жилья и устройстве детей в детский сад
  • На госслужбе можно сделать неплохую карьеру
  • При выходе на пенсию сохраняется часть льгот

увольнение

Законодательство нашей страны гласит о том, что государственным служащим называется лицо, занимающее должности государственной службы. При этом государственными должностями именуются должности, созданные для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами и органами субъектов Российской Федерации.

Важно! Права и обязанности госслужащих описаны Федеральным законом от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Порядок документального оформления

В последний день работы государственному служащему под расписку выдается трудовая книжка. В ней делается запись о причине (основании) его увольнения. Как и в приказе, кадровый работник будет ссылаться на соответствующие пункты статьи 33 закона о госслужбе, а не на статью 77 ТК. Сам приказ – его номер и дата издания – вписывается в последнюю графу трудовой книжки, как документ, на основе которого в ней делалась запись о прекращении службы.

Вместе с ней, госслужащему выдается специальная памятка, где ему напоминают о необходимости соблюдать определенные правила поведения и об обязанности не разглашать секретные сведения.

Сведения, указанные в трудовой книжке, дублируются в личной карточке покидающего службу работника, где делается отметка о его увольнении. Личное дело чиновника сдается в архив.

Трудовая книжка

Процесс расторжения трудового контракта инициируется по двум схемам:

  1. Сотрудник получает приказ, изданный руководителем. Чаще такое наблюдается при сокращении рабочего штата, ликвидации конкретной организации или дисциплинарных проступках, допущенных работником.
  2. Сотрудник самостоятельно обращается в кадровый отдел, пишет соответствующее заявление и предъявляет требующийся в данном случае пакет документов.

Заявление составляется по общепринятой форме. Специального бланка заполнять не нужно. Служащий просит расторгнуть трудовой контракт и указывает в документе основания для этого. Например, если идёт речь о заболевании, необходимо сослаться на медицинское заключение.

Приказ руководство оформляет по унифицированной форме (бланк Т-8). Указываются причины расторжения контракта и документальные основания.

Сотрудник обязательно прочитывает готовый документ и ставит на нём свою подпись.

После чего в личную карту и трудовую книгу вносятся соответствующие пометки. Вносится причина и отсылка на законодательные нормы, а также локальные документы (приказы, акты).

Сдельная заработная плата это лучший выбор! Вы заболели во время прохождения испытательного срока? Это не проблема! Узнайте подробно о том, как защитить свои права, прочитав эту статью. Всю информацию об оплате больничного на выходных можно узнать, пройдя по ссылке.

Рассмотрим основные шаги, которые нужно сделать при восстановлении сотрудника.

Выделяют два условия восстановления сотрудника: отмена приказа об увольнении и фактическое допущение к работе. То есть работника не нужно заново устраивать в компанию. Достаточно вернуть все на круги своя. Для отмены документа требуется издать приказ. В нем прописывается причина отмены прежнего решения. Также указывается прочая важная информация (к примеру, реквизиты судебного решения).

Существует альтернативный вариант, часто используемый работодателями, – издание дополнительного приказа, в котором прописано требование о восстановлении. В законе не оговорена форма этого документа, поэтому приказ составляется в свободной форме.

Однако в документе в любом случае должно содержаться ФИО сотрудника, основание восстановления, а также дата восстановления.

Если руководитель не издает приказ об отмене прежнего решения об увольнении, то в рассматриваемый документ включается требование об отмене. В том случае, если приказ оформляется на основании судебного решения, вступившего в силу, в нем можно прописать следующие данные:

  • продолжительность вынужденного прогула,
  • размер выплат сотруднику за пропущенные дни,
  • размер компенсации за моральный ущерб.

Важно! Если издается приказ об отмене прежнего, с ним нужно ознакомить работника под роспись. Если сотрудник отказывается от ознакомления с приказом, оформляется специальный акт.

Предполагается, что при увольнении была внесена запись в книжку. Так как решение было оспорено в суде, данная запись должна быть аннулирована. Для этого, согласно Постановлению Правительства №225, требуется признать ее недействительной. В первую графу вносится порядковый номер, во вторую – дата, в третью – указание недействительности записи.

В четвертой графе нужно сослаться на приказ, на основании которого запись аннулируется. Данный порядок аннулирования оговорен в Постановлении Минтруда №69. Работник имеет право требовать дубликат книжки без занесения недействительной записи об увольнении. В этом случае на титульной странице подлинного документа ставится отметка «Выдан дубликат». Требуется прописать его серию и номер. В новой книжке ставится отметка о том, что это дубликат.

При увольнении была внесена соответствующая запись в личную карточку. Ее также понадобится аннулировать. В законе не указан порядок признания записи недействительной. Обычно запись просто зачеркивается. В раздел 10 «Дополнительные сведения» нужно внести данные о восстановлении. Указываются реквизиты исполнительного листа.

В табеле нужно проставить отметки за период вынужденного отсутствия сотрудника. В частности, ставится цифровой и буквенный код: «22» и «ПВ». Данные нормы оговорены Постановлением Госкомстата №1.

Это общие правила, используемые при восстановлении сотрудника.

Кто такие госслужащие и чем они отличаются от обычных работников

Образец приказа

Обязать работодателя восстановить трудящегося в должности на основании статьи 391 ТК РФ могут только суды. То есть восстановление, согласно статье 394 ТК РФ, проводится только при соответствующем судебном решении. Следовательно, при незаконном увольнении работник должен обратиться именно в суд, а не в трудовую инспекцию.

Статья 396 ТК РФ свидетельствует о том, что решение о восстановлении сотрудника подлежит немедленному выполнению. Работодатель обязан незамедлительно провести процедуру даже в том случае, если он планирует обжаловать решение суда в свою пользу. Данная норма упоминается также в ряде других законных актах:

  • Исполнительный лист нужно получать до вступления решения суда в силу, так как требования подлежат незамедлительному исполнению. Данная норма изложена в статьях 211 и 428 ГПК РФ, статье 396 ТК РФ.
  • Требование, прописанное в листе, выполняется не позже первого рабочего дня после получения бумаги судебными приставами. Правило указано в части 4 статьи 36 ФЗ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007  №229.
  • Пункты исполнительного листа считаются выполненными в том случае, если работодатель допустил сотрудника к исполнению прежних функций и отменил изданный ранее приказ об увольнении. Данная норма изложена в статье 10 ФЗ №229.
Предлагаем ознакомиться  НДС при уступке права требования долга: продажа задолженности по НДС

Внимание! Судебное решение сохраняет свою юридическую силу на всей территории Российской Федерации.

Если работодатель присутствовал на судебном заседании, то исполнить требование суда он должен на следующий день. Если же руководителя организации на заседании не было, работник должен предъявить ему исполнительный лист.

Основным нормативом, регламентирующим все особенности увольнения государственных служащих, является ФЗ № 79 от 27.07.2004г. В частности, основными статьями в части увольнения гражданских работников являются следующие:

  • Ст. 33 описывает общие положения по разрыву трудовых отношений с гражданским подчиненным;
  • Ст. 34 постановляет, что действие договора между государственным нанимателем и сотрудником может быть аннулировано в любой промежуток времени по соглашению сторон;
  • Ст. 35 фиксирует, как осуществляется прекращение действия срочного соглашения;
  • Ст. 36 описывает особенности увольнения, когда сотрудник желает уволиться по собственному желанию и направляет управленцу заявление;
  • Ст. 37 регламентирует порядок снятия с гражданской должности, когда инициатором процесса становится руководитель структуры;
  • Ст. 39 определяет различия между терминами «увольнение» и «освобождение от государственных должностных обязанностей», а также регламентирует процесс увольнения по объективным причинам, на которые ни одна из сторон соглашения не имеет влияния.

Помимо указанных нормативов, к госслужащим также применим ряд положений ст. 81 ТК РФ. Однако большинство государственных структур опирается при увольнении подчиненных именно на федеральные законы касательно конкретных органов власти.

Также на основании Постановления Правительства РФ №700 от 08.09.2010г. была сформулирована дополнительная информация для госслужащих, планирующих уйти с работы по собственному желанию. Основной целью данного постановления является оказание помощи при разрыве трудового соглашения, разъяснение нюансов в данном процессе, а также в процедуре предоставления сотрудникам окончательного расчета.

Как правильно уволиться с государственной службы по собственному желанию? Если служащий сам изъявил желание уйти, то сделать он это может по собственному желанию или по соглашению сторон. Федеральный закон, как и статья 80 ТК РФ, устанавливает обязательное предупреждение руководителя об уходе письменно за 2 недели.

Бланк для заявления на увольнение.

Пример заявления, написанного от руки.

Расторжение государственного контракта возможно в любое время при достижении согласия между сторонами. Увольнение госслужащего оформляется приказом по форме Т-8.

Прохождение собеседования

Согласно статье 81 ТК РФ, расторжение договора по инициативе нанимателя может произойти в следующих случаях:

  • ликвидации предприятия;
  • сокращения штата;
  • виновные действия работника.

Федеральный закон дополняет этот перечень основаниями, по которым можно расторгнуть контракт только с гражданскими служащими, а также вносит ряд специальных особенностей в применении статьи 81 ТК РФ к чиновникам:

  1. Госслужащий не может быть уволен в связи с изменением собственника имущества.
  2. Отсутствие на работе более 4 месяцев в связи с временной нетрудоспособностью является основанием для расторжения контракта, при этом уволенному выплачивают компенсационные выплаты в размере четырехмесячного оклада.
  3. Утрата гражданства РФ или приобретение гражданства другой страны является поводом для расторжения договора с момента наступления таких обстоятельств.
  4. Лица, не прошедшие испытание при приеме на работу, подлежат увольнению, при этом испытательный срок для госслужащих установлен от 3 месяцев до 1 года.
  5. Несоблюдение запретов и ограничений как причина прекращения трудовых отношений применяется только к чиновникам. Так, чиновникам запрещается осуществлять предпринимательскую деятельность, а также пользоваться и владеть иностранными банковскими инструментами.

В отношении лиц, виновных в совершении дисциплинарных правонарушений, применение в качестве дисциплинарного взыскания увольнения регулируется Трудовым кодексом с обязательным соблюдением сроков применения взыскания – в течение 1 месяца со дня, когда начальник служащего узнал о нарушении.

Список дисциплинарных нарушений.

Отдельно следует выделить расторжение контракта в связи с сокращением штата или упразднением государственного органа. Эти основания в федеральном законе выделены отдельно и не относятся ни к прекращению трудовых отношений по инициативе одной из сторон, ни к непредвиденным обстоятельствам.

При упразднении учреждения или сокращении штата гражданскому служащему предлагается не только перевод на другую должность, но и возможность пройти переквалификацию, и только при его отказе он может быть уволен.

Выплата выходного пособия не производится, вместо него увольняемый получает компенсацию в размере четырехмесячного содержания.

В размер этого содержания входит не только оклад, но и надбавки за выслугу лет, начисления за особо сложные задания и другие материальные вознаграждения.

Какие выплаты положены увольняющимся чиновникам

Дополнительные выплаты возможны в тех случаях, когда расторжение контракта происходит по вине работодателя – ликвидация организации, простой, сокращение штата, другое. В данной ситуации госслужащий может претендовать на компенсацию в размере заработной платы за 4 месяца (а в регионах Крайнего Севера – до полугода).

Для получения необходимо встать на учет в Центр занятости населения. Затем предоставить документальное подтверждение, что в течение запрашиваемого времени (от 4 до 6 месяцев) организация не смогла трудоустроить бывшего госслужащего.

Увольняясь с госслужбы, гражданин вправе рассчитывать на определенные денежные выплаты. Их виды и размер зависят от того, на каком основании был расторгнут служебный контракт.

Добровольно уходя в отставку с государственной службы, чиновник получает в день увольнения:

  • денежное содержание – за отработанный им период;
  • различные дополнительные выплаты, предусмотренные федеральными, региональными или локальными документами;
  • компенсацию за отпуск (если он не был использован).

Когда увольнение со службы чиновника связано с сокращением штата или ликвидацией организации, где он работал, выходное пособие ему не выплачивается. Однако госслужащий получает компенсацию равную денежному содержанию за 4 месяца. Если его собрались сократить (или упразднить госорган, являющийся местом службы) в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, у чиновника есть возможность претендовать на выплату за 5-й и 6-й месяца.

Даже когда с чиновником расстаются по такому неприятному основанию, при увольнении работодатель обязан выплатить все полагающиеся ему деньги, а именно:

  • причитающееся денежное содержание (зарплату) за фактически отработанное время — с региональными и прочими надбавками;
  • компенсацию за не отгулянный отпуск;
  • иные обязательные выплаты, предусмотренные служебным контрактом или другими актами.

Даже если увольняемый со службы работник своими действиями нанес материальный ущерб работодателю, с ним должны полностью рассчитаться. Представитель нанимателя может организовать судебный процесс, и попытаться принудительно взыскать с работника нужную сумму – на основе представленных суду доказательств. Но удержать ее самостоятельно он не вправе.

Если гражданин вынужден уволиться со службы из-за ухудшившегося здоровья, то при некоторых ситуациях он вправе рассчитывать на дополнительную денежную выплату, равную 4-м среднемесячным окладам. Увольняющиеся чиновники получают ее в следующих случаях:

  • если из-за болезни они не исполняли свои обязанности более четырех месяцев;
  • если по состоянию здоровья они не могут работать на прежнем месте, а от другой предложенной должности решили отказаться.

Когда контракт с госслужащим расторгается по этой причине, в качестве основания для увольнения указываются «обстоятельства, не зависящие от воли сторон», и следует ссылка на п.10 ч.1 ст.33 закона о государственной службе.

Положенные выплаты и компенсации

При реорганизации или ликвидации государственного органа, а также при сокращении персонала служащий получает компенсацию, по сумме равную четырехмесячному содержанию.

боли на работе

Отдельное выходное пособие не предусмотрено.

Заранее за два месяца до увольнения должно быть обнародовано соответствующее уведомление.

Если увольнение происходит до истечения этого периода, служащему выплачивается дополнительная компенсация в размере среднего заработка.

Для служащих в районах Крайнего Севера выплачиваются дополнительные денежные средства и за пятый и шестой месяцы после увольнения.

Служащему должны быть выданы на руки: заработанное денежное содержание, компенсация за неиспользованные дни отпуска, материальная помощь и выплата к отпуску.

Пример расчета

На расчет компенсации влияет регион проживания служащего, его месячное денежное содержание и различные надбавки.

Для расчета среднемесячного денежного содержания все выплаты, получаемые за месяц, суммируются. К ним же прибавляется 1/12 часть полученных выплат к отпуску или материальной помощи, надбавок за особо тяжелые задания.

Сроки и отработка

При увольнении по собственному желанию срок отработки не превышает двух недель со дня подачи заявления об увольнении.

значок ворд

По соглашению сторон этот срок может быть сокращен.